Качество атмосферного воздуха

Задание 5.1. Изучить степень загрязнения атмосферного воздуха методами биоиндикации в микрорайоне учреждения образования

развернуть

Дата проведения: май – июнь 2023 г

Работу выполнили: учащиеся 10 класса, объединения по интересам «Экология и жизнь»

Ответственные: Плоскунова А.С., учитель биологии и химии; Сергеева М.А., учитель географии

         Методика

         Для оценки состояния атмосферы мы использовали данную методику: выбрали несколько деревьев на разных участках на территории школы, с северной стороны дерева, на расстоянии примерно 30 см от ствола дерева и 1,5 м от земли фотографировали лишайники. Учитывали процентное покрытие площади дерева лишайниками, их видовое разнообразие и их устойчивость к загрязнению атмосферы. Накипные лишайники не встретились, поэтому лихеноиндикация по площади покрытия дерева будет давать небольшую погрешность.

         Считывание данных

  • Разделили фото ствола без фона на максимально большие квадраты.
  • Полученные квадраты вставили в программу PowerPoint, наложили на них прозрачную таблицу 10*10
  • Заполняем каждую клетку числами: 0 – если покрытие лишайником клетки < 25%, 1 – если покрытие лишайником клетки 25-75%, 2 – если покрытие лишайником клетки >75%.
  • Заполненную таблицу копируем в Exel, суммируем все данные, делим на 2, получаем процентное покрытие.

Определили степень загрязнения атмосферного воздуха методом лихеноиндикации:

Степень загрязнения

Наличие (+) или отсутствие (-) лишайников

Кустистые

Листоватые

Загрязнений нет

+

+

Слабое загрязнение

-

+

Среднее загрязнение

-

-

Сильное загрязнение («лишайниковая пустыня»)

-

-

По результатам проведенного исследования видно, что на территории учреждения образования слабое загрязнение, так как на рассмотренных деревьях встречались листоватые и кустисные лишайник. Можно сделать вывод, видно, что удаленность от дороги играет существенную роль в качестве атмосферного воздуха.

свернуть