Аттестация

Аттестация является обязательной процедурой для педагогических работников системы образования

Она стимулирует рост профессионального мастерства и развитие творческой инициативы педагогов. А
развернуть

 

Аттестация также способствует повышению уровня теоретической подготовки педагогических работников и поддерживает авторитет педагогического звания. В рамках аттестации педагогических работников определяются уровень их квалификации, результаты трудовой деятельности, деловые и личностные качества. Результаты аттестации являются основой дифференцированной оплаты труда.

Квалификационный экзамен на подтверждение высшей квалификационной категории проводится в течение одного дня. На квалификационном экзамене педагогам предлагаются билеты, которые содержат задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе представленного опыта педагогической деятельности. Время выполнения задания – 2 академических часа.

Затем экзаменуемый в устной форме представляет спроектированный фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации.

Оценивание предоставленного опыта педагогической деятельности и защиты спроектированного фрагмента педагогической деятельности проводится членами квалификационной комиссии в соответствии с утвержденными критериями и показателями.

Максимальное количество баллов за опыт педагогической деятельности – 16, за защиту спроектированного фрагмента педагогической деятельности – 16. Всего за квалификационный экзамен – 32 балла. Для сдачи квалификационного экзамена необходимо набрать 75% от максимального количества баллов, т.е. не менее 24 баллов.

свернуть

Что нужно знать педагогу при прохождении аттестации

развернуть

Аттестация педагогических работников– это изучение и оценка их профессионального уровня, деловых и личных качеств, результатов педагогической деятельности по формированию знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного, творческого и физического развития учащихся при реализации содержания образовательных программ дошкольного, общего среднего, профессионально-технического, среднего специального, специального, дополнительного образования детей, программ воспитания и научно-методического обеспечения.

Основными принципами аттестации педагогических работников являются коллегиальность, системность, целостность экспертных оценок.

Основные документы, регламентирующими порядок аттестации:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании. – Минск: Национальный центр правовой информации Республики Беларусь, 2011.
  2. Инструкция о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования (кроме педагогических работников с числа профессорско-преподавательского состава учреждений высшего образования). Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 22.08.2012 г. № 101.
  • Изменения и дополнения:
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 марта 2014 г. № 20
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 26 ноября 2014 г. № 163
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20 ноября 2015 г. № 131
  • Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2017 г. № 46

Аттестация проводится по инициативе педагогического работника или по инициативе руководителя организации системы образования.

  • По инициативе педагогического работника проводится аттестация на присвоение квалификационной категории.
  • По инициативе руководителя организации системы образования проводится аттестация на подтверждение квалификационной категории.

Обязательными условиями допуска педагогического работника к аттестации на присвоение квалификационной категории являются:

  • соответствие полученного образования квалификационным требованиям;
  • наличие стажа работы (кроме случая, предусмотренного пунктом 20 настоящей Инструкции) в соответствии с частями первой-четвертой пункта 19 настоящей Инструкции;
  • освоение содержания образовательной программы повышения квалификации руководящих работников и специалистов в сроки, предусмотренные законодательством.

Обязательными условиями допуска для педагогических работников, претендующих на присвоение квалификационной категории «учитель-методист», кроме перечисленных в абзацах втором-четвертом части первой настоящего пункта, является наличие авторской методики преподавания учебного предмета или собственного опыта.

Претендовать на присвоение второй и первой квалификационной категории могут педагогические работники (кроме мастеров производственного обучения учреждений образования), имеющие стаж работы в должности, по которой аттестуются (далее – стаж работы), два года;высшей квалификационной категории и категории «учитель-методист» – три года со дня присвоения предыдущей квалификационной категории. В этот стаж учитывается время работы на должностях, которые были переименованы в установленном порядке.

  1. Заявление по установленной форме
  2. Копии свидетельства о повышении квалификации по профилю за последние 3 года.
  3. Выписка из протокола заседания квалификационной комиссии по приему квалификационного экзамена (для высшей категории)

 

Квалификационные характеристики

«Должностные обязанности» - содержит основные функции, которые могут быть поручены работнику, являются основой для разработки должностных инструкций на местах, а также программ изучения педагогической деятельности

«Должен знать» - содержит основные требования в отношении специальных знаний, а также знаний законодательных актов, положений, инструкций и др. нормативных актов

«Квалификационные требования» - предусматривает уровень образования и стаж работы

В ходе аттестации оцениваются

-  деятельность педагога за аттестационный период (2-3 года)

-  достижение результатов (учащихся и педагога);

-  деловые, личностные качества педагога;

– возможности дальнейшего роста и обучения;необходимость помощи, пути улучшения деятельности.

 

В ходе аттестации педагогом предоставляются

- Материалы учебного кабинета (план работы кабинета, план перспективного развития кабинета, материалы по систематизации)

-  Самоанализ деятельности

- Разработки открытых учебных занятий, воспитательных мероприятий

-  Самоанализ открытых мероприятий

-  Материала по самообразованию или обобщение опыта

-  Результаты психолого-педагогического анкетирования

  1. Подготовительный этап.
  • Избрание аттестационной комиссии
  • Оформление приказа руководителя о персональном составе комиссии, доведение его до сведения педагогических работников.
  • Оформление пакета документов по аттестации.
  • Оформление выставочного стенда с материалами аттестации.
  1. Организационный этап.
  • Подача заявлений в комиссию
  • Рассмотрение заявлений аттестационной комиссией.
  • Составление графика аттестации.
  • Согласование графика прохождения аттестации с профсоюзным комитетом
  • Издание приказа руководителя о проведении аттестации.
  1. Процессуальный (основной)
  • Изучение педагогической деятельности в соответствии с Квалификационным справочником
  • собеседованиеанкетирование, тестирование, самооценка, оценка сотрудника руководителем, коллегами, наблюдение за педагогической деятельностью, анализ результатов, и т.д.
  • Подготовка аналитических материалов по результатам изучения деятельности.
  • Сдача квалификационного экзамена, предоставление справки в аттестационную комиссию.
  • Составление характеристики.
  1. Заключительный (итоговый) этап
  • Проведение аттестационного собеседования.(сопоставление точек зрения на результаты деятельности, обсуждение дальнейших путей профессионального развития педагога)
  • Принятие решения (кроме решения предусмотренного Инструкцией даются рекомендации о повышении квалификации, об улучшении отдельных направлений деятельности, о постановке в резерв на руководящую должность и т.д.)
  • Издание приказа руководителя по решению аттестационной комиссии.
  • Внесение записи в трудовую книжку.
свернуть

Квалификационный экзамен

развернуть

Квалификационный экзамен и аттестационное собеседование

Для претендентов на высшую категорию аттестация складывается из квалификационного экзамена и аттестационного собеседования. Квалификационный экзамен предшествует собеседованию. Педагогический работник может сдать его в период прохождения очередного повышения квалификации или экстерном.

Процедура проведения квалификационного экзамена при проведении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории

На основании направлений, поступивших от организаций системы образования, отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов, в соответствии с Инструкцией о порядке проведения аттестации педагогических работников системы образования и Методическими рекомендациями о порядке проведения квалификационного экзамена ГУО «Академия последипломного образования» организует квалификационные экзамены при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории для групп претендентов в количестве 10-12 человек в соответствии с примерным календарным графиком. Прибытие участников на квалификационный экзамен осуществляется на основании официального письма-приглашения, которое высылается в учреждения образования.

Претендент на высшую квалификационную категорию, приглашенный для сдачи квалификационного экзамена, должен иметь при себе иметь: паспорт, описание опыта педагогической деятельности на бумажном и электронном носителях, свидетельство о прохождении последнего повышения квалификации, сертификат пользователя информационных технологий (при наличии) и другие материалы, подтверждающие результативность педагогической деятельности. Содержание заданий определяется программами квалификационного экзамена по направлениям педагогической деятельности. Квалификационный экзамен при прохождении аттестации на присвоение высшей квалификационной категории проводится в течение двух дней и состоит из двух этапов. Первый этап направлен на оценку уровня научно-теоретической и методической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к специалистам высшей категории и, как правило, проводится в письменной форме. На выполнение заданий первого этапа квалификационного экзамена отводится два академических часа.

Оценка первого этапа квалификационного экзамена осуществляется в баллах за правильно решенные задачи, выполненные тесты, раскрытие вопросов и вносится в экзаменационную ведомость.

Максимально возможное количество баллов за первый этап – 32, из них: инвариантный блок – тест (10 вопросов) на определение общепрофессиональной педагогической компетентности – 10 баллов; вариативный блок – тесты, вопросы, задания на знания по основным нормативным правовым актам, регламентирующим организацию образовательного процесса по реализации конкретных образовательных программ, теории и содержанию преподаваемого предмета или реализуемого направления педагогической деятельности, современных технологий, методов, приемов, средств обучения и воспитания, социально-педагогической поддержки и психологической помощи – 22 балла. Соответственно, педагогический работник имеет возможность получить 32 балла за первый этап квалификационного экзамена. Второй этап квалификационного экзамена направлен на оценку уровня профессионально-практической компетентности педагогического работника. Экзаменуемому предлагается конкретное задание по проектированию фрагмента педагогической деятельности (урока, занятия и т.д.) на основе предварительно представленного комиссии собственного профессионального опыта. Члены квалификационной комиссии оценивают представленный опыт педагогической деятельности в соответствии с критериями, представленными в Методических рекомендациях о порядке проведения квалификационного экзамена. Максимально возможный балл при оценке опыта педагогической деятельности – 16. Претендент на высшую квалификационную категорию в устной форме (10-15 минутном докладе) представляет спроектированный по заданию экзаменационной комиссии фрагмент педагогической деятельности, раскрывает специфику применения представленного опыта в конкретной образовательной ситуации (эпизоде образовательного процесса) и т.д.

Модель (фрагмент) образовательной деятельности (занятия), который убедительно доказывает свободное владение автором содержанием представленного опыта в различных педагогических ситуациях и подтверждает результативность, эффективность опыта оценивается в 16 баллов. Таким образом, максимально возможный результат за оба этапа квалификационного экзамена составляет 64 балла. Экзамен считается успешно сданным при результирующей сумме не менее 48 баллов, что составляет 75% от максимально возможного количества баллов.

Документы, которые предоставляет педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории:

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение высшей квалификационной категории предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается учреждением образования в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в бумажном и электронном варианте (предоставляется во время экзамена).

Педагогический работник для сдачи квалификационного экзамена в процессе аттестации на присвоение квалификационной категории «учитель-методист» предоставляет следующие документы:

1. Направление на сдачу квалификационного экзамена (высылается управлением по образованию в академию).

2. Опыт педагогической деятельности в электронном варианте (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.byза 10 дней до начала экзамена).

3. Опыт педагогической деятельности в бумажном варианте (предоставляется во время экзамена).

4. Резюме с описанием методической деятельности (высылается на адрес академии: atestacia@academy.edu.byза 10 дней до начала экзамена).

Нормативные правовые акты, документы организации системы образования по организации и проведению аттестации, информацию в помощь аттестуемому педагогу можно найти на сайте "Академии последипломного образования".

свернуть

Структура описания опыта

развернуть

При подготовке к описанию опыта рекомендуем ответить на следующие вопросы:

  • Какие результаты своей деятельности Вы считаете самыми показательными?
  • Как это можно измерить и доказать?
  • Что именно определило успех Вашей профессиональной деятельности? (Методы? Средства? Приемы? Подходы к отбору содержания? Другие цели?)
  • Что можно предъявить как материальный итог Вашего опыта работы? (Карточки, схемы, набор заданий, подборка текстов, задач, инструкции, опорные схемы и т.д.)
  • Как можно систематизировать, классифицировать, обобщить, объединить предлагаемые Вами нововведения?
  • Какие примеры целесообразно представить в конкретизацию этой системы?
  • Какими теоретическими положениями, источниками Вы пользовались при этой классификации?
  • Какие последовательные этапы Вы можете выделить в собственной работе в данном направлении?
  • Как можно сформулировать тему, цель, задачи, результаты Вашего опыта, какие решаемые проблемы и противоречия указать?
  • Как бы Вы рассказывали о данном опыте своим коллегам?

Примерная структура описания педагогического опыта

1 Информационный блок

1.1. Название темы опыта

Использование средств, приемов, методов и т.п. в образовательной деятельности.

1.2. Актуальность опыта

Противоречия, затруднения, проблемы, встречающиеся в массовой образовательной практике, на решение которых направлен данный опыт.

1.3. Цели опыта

Развитие способностей, качеств, формирование знаний, умений, навыков обучающихся определенными педагогическими средствами в конкретной образовательной ситуации.

1.4. Задачи опыта

Отражение последовательности действий по достижению цели.

1.5. Длительность работы над опытом

Продолжительность работы, этапы.

2. Описание технологии опыта

2.1. Ведущая идея опыта

Выделение наиболее главного, существенного в деятельности автора, акцент на выделенный конкретный аспект деятельности.

2.2. Описание сущности опыта

2.2.1. Отражение в общем виде методических и педагогических аспектов опыта – что защищается и как применяется. Желательно представить научную основу опыта, но описывать только те положения, методы и приемы, которые используются в данной работе.

2.2.2. К какому компоненту педагогической системы относятся данные исследования (определение целей содержания; подходы к построению, отбору, структурированию содержания; организация познавательной деятельности обучающихся; определение эффективных методов обучения, воспитания, развития,поиск средств обучения, воспитания, развития, коррекционной работы и др.).

2.2.3. Отражение педагогического опыта в системе: какие компоненты его составляют, какие взаимосвязи между ними существуют.

2.2.4. Отражение последовательности действий при применении основных приемов, форм, средств в контексте общей логики опыта, алгоритм деятельности обучающихся, поэтапные действия педагогического работника.

2.2.5. Конкретизация материала через примеры каждого компонента системы опыта, фрагменты занятий, пособий и др.

2.2.6. Основные этапы формирования данного опыта, их преемственность.

2.3. Результативность и эффективность опыта

2.3.1. Определение критериев для диагностирования успешности данного опыта, представление методики описания и подсчета результатов.

2.3.2. Доказательность результативности посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы приложения.

2.3.3. Определение условий, позитивно и негативно влияющих на эффективность и результативность данного опыта.

3. Заключение

3.1 Конкретные выводы и предложения, вытекающие из опыта.

3.2 Перспектива дальнейшего совершенствования данного опыта и своей профессиональной практики.

3.3 Рекомендации по использованию педагогического опыта в деятельности других педагогов, возможности его применения в массовой практике.

3.4 Собственные статьи, выступления с данным опытом в педагогических аудиториях.

Приложения

Приложение 1. Технологические карты, планы-конспекты, занятий, мероприятий.

Приложение 2. Список публикаций автора по теме опыта.

Приложение 3. Примеры дидактических материалов, анкет, опросников и т.д

свернуть

Памятка по обобщению педагогического опыта

развернуть

Примерная памятка для учителя по обобщению собственного педагогического опыта

(по Н. И. Дереклеевой)

1. Внимательно следите за научно-методической литературой, ведите библиографию по интересующему вас вопросу.

2. Сохраняйте и накапливайте материалы, отражающие опыт вашей работы:

— планы, конспекты, дидактические пособия;

— сочинения учащихся, их вопросы, ответы;

— свои наблюдения за развитием школьника;

— собственные наблюдения по итогам своей деятельности;

— отмечайте при этом свои сомнения, неудачи.

3. Избирая тему для обобщения опыта, постарайтесь учесть успехи и недостатки в вашей работе и работе ваших коллег. Целесообразно взять тему, которую вы считаете наиболее важной и нужной, по которой имеются накопленные материалы.

4. Старайтесь формулировать тему своего исследования как можно точнее, конкретнее.

5. Попытайтесь сами определить тему своего обобщения.

6. Учитывайте при этом полезность формы обобщения в вашей непосредственной профессиональной деятельности.

Это могут быть такие формы, как:

— реферат;

— доклад;

— статья;

— научная работа;

— теоретическое сопровождение к методическому планированию и дидактическим материалам (планы, памятки, карточки, схемы, алгоритмические таблицы, перфокарты, программированные карточки).

7. Составьте план обобщения собственного опыта.

8. Тезисно анализируйте результаты выполнения каждого пункта плана.

9. Излагайте в плане факты, подтверждающие, или опровергающие ваши выводы.

10. Работая над текстом описания своего опыта, до предела сокращайте введение, материал старайтесь излагать кратко, просто, логично, стройно, избегая повторений, общих фраз, наукообразия

11. Следите за связанностью и правильностью речи (проверьте, нет ли стилистических, грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок).

12. Используйте литературу не для повторения уже сказанного, а для углубления и систематизации своих наблюдений и выводов. Старайтесь, чтобы собственный опыт не «потонул» в потоке общих рассуждений и теоретических обоснований.

13. Оценивайте критически свой опыт. Говоря об успехах, не забудьте рассказать о недостатках, трудностях, ошибках. Главный критерий хорошего опыта — его результат. Рассказ об опыте неубедителен и малоинтересен, если в нем не показано, как растут и развиваются ученики.

14. Подберите и надлежащим образом оформите приложения (схемы, таблицы, работы учащихся, списки литературы и т. д.), сопроводив их краткими разъяснениями.

15. Работая над обобщением собственного опыта, поддерживайте связь с каким-либо педагогическим учреждением и пользуйтесь его консультациями, обращайтесь за помощью к заместителю директора по учебно-методической работе.

16. Помните, что обобщая педагогический опыт, вы выполняете важную общественную обязанность, способствующую дальнейшему улучшению дела обучения и воспитания учащихся.

 

Алгоритм описания опыта работы учителя

I. Титульный лист

Образец оформления титульного листа: Государственное учреждение образования «Средняя школа №210 г.Минска»

Тема опыта

Автор опыта: Ф.И.О.,

учитель какого предмета

Минск, 20__

II. Оглавление

С перечнем материалов, включённых в соответствующие разделы, с указанием страниц.

III. Разделы:

Раздел 1. Введение (см. приложение 1)

1. Тема опыта.

2. Актуальность опыта.

3. Предмет исследования.

4. Основная идея опыта.

5. Цель и задачи, на которые ориентирован опыт.

6. Методы, используемые при реализации задач описываемого опыта работы.

7. Новизна опыта.

8. Теоретическая значимость опыта.

9. Практическая значимость опыта.

10. Апробация полученных результатов и выводов.

Раздел 2. Основная часть.(приложение 2)

1. Сущность опыта, его технология.

2. Обобщение и оценка

Раздел 3. Заключение. (приложение 3)

1. Трудоёмкость опыта.

2. Результативность опыта.

3. Эффективность опыта.

4. Этапы дальнейшего пути.

5. Рекомендации к использованию данного опыта.

IV. Библиографический список. (приложение 4)

V. Приложения.(приложение 5)

Приложение №1 к разделу «Введение»

Объём введения должен быть не более 3 страниц компьютерного текста.

1. Название (тема)

Из названия должно быть ясно, какой опыт описывается: опыт управления, опыт изучения темы, опыт проведения урока или серии уроков, методика организации урочных или внеурочных занятий, опыт апробации или разработки технологии обучения и т.п.

2. Актуальность опыта

Любая педагогическая работа должна быть направлена на повышение качества образования учащихся и педагогического мастерства учителей.

Актуальность описываемой работы определяется необходимостью ее использования в учебно-воспитательном процессе в данное время в определенном месте и при определенных условиях для разрешения противоречий между существующими и предлагаемыми путями выхода на новый, более высокий уровень качества образования и работы. Например, актуальность введения в учебный план гимназии спецкурсов по психологии определяется ролью психологических знаний в самоизучении и саморазвитии учащихся и в то же время отсутствием специальных программ, учебников и опыта изучения психологии в школе. Таким образом, в актуальности введения предмета «Психология» в учебный план школы стоит проблема, требующая разрешения, — развитие психологической культуры учащихся.

3. Предметом исследования является процесс формирования определенных знаний и умений учащихся, повышение уровня воспитанности учащихся в ходе организации и проведения специальной работы, например, работы по введению и изучению в школе психологических курсов.

4. Цель работы (исследования, апробации) — это ответ на вопрос, зачем организована и проводится такая работа. Например, зачем вводить предмет психологии в учебный план школы? — Для развития психологической культуры, для создания условий самоизучения и саморазвития учащихся.

Цель определяет средства — составление концепции, программы, организацию семинаров, тренингов и т.п.

5. Основная идея описываемого опыта (проводимого исследования) — основа работы.

Идея определяет используемые формы и методы: эксперимент, наблюдение, анкетирование, специальные занятия, изучение результатов деятельности. Если основная идея — изучение себя и пространвание траектории индивидуального развития, то большая часть занятий отводится на усвоение основных понятий и самоанализ, на осмысление своей деятельности, на тренинги личностного роста и рефлексивные практикумы и т.п.

Цель и основная идея опыта работы позволяют сформулировать конкретные задачи, например

— разработка программы, подготовка раздаточных материалов;

— разработка и организация учебных занятий с использованием конфетных технологий;

— проверка в ходе опытно-экспериментальной работы результативности и эффективности предлагаемого содержания и опыта его изучения.

Методы, используемые при реализации задач исследования (описываемого опыта работы) отличаются от с методов работы учителя на конкретном занятии. Здесь используются прежде всего методы: наблюдение, экспериментальное преподавание, анкетирование, диагностика успешности и др.

Новизна опыта (инновационная значимость). Описание того, что было внесено нового автором в практику и теорию педагогической деятельности (методы: приемы, способы, формы, содержание, средства, подходы, система управления и т.п.)

Например, система работы по формированию и развитию психологической культуры учащихся и пр.

Теоретическая значимость опыта (исследования).

Как описываемый опыт углубляет, развивает, подтверждает педагогические теории обучения, воспитания и развития учащихся,

Практическая значимость опыта.

Где и кому будут полезны полученные результаты и опыт их достижения.

Апробация полученных результатов и выводов

Где и как был представлен описываемый опыт (на методическом объединении, на педсовете, на конференции, на открытых занятиях, на заседании экспертной комиссии и т.п.) и какую он получил оценку ученых и практиков?

 

Приложение №2 (к основной части)

Основная часть должна содержать 2-3 главы. В конце каждой главы должны быть выводы.

Сущность опыта, его технология содержит характеристику основных элементов данного педагогического опыта. Педагогическая технология:

— последовательность действий при осуществлении учебно-воспитательного процесса: подготовительный этап (осознание цели, изучение состояния, постановка задач, подбор средств, планирование); этап организации совместной с учащимися деятельности; этап подведения итогов, анализа, внесения корректив в последующую деятельность;

— последовательность применения основных приемов, форм в контексте общей логики педагогических действий, их место в целостной системе средств, применяемых в опыте.

Это могут быть:

1. Особенности организации содержания обучения:

— корректировка содержания (иная логика построения курса);

— дифференциация содержания (по уровням сложности и объему);

— расширение, углубление содержания (профилизация, краеведческая направленность, усиление прикладного аспекта и т. п.);

— другие особенности организации содержания.

2. Особенности организации учебно-познавательной деятельности школьников:

— нетрадиционная система уроков;

— оригинальные методы, приемы, формы, средства обучения, контроля и оценки знаний, умений учащихся (описание их технологий);

— новые правила, алгоритмы учебной деятельности;

— оригинальные виды заданий, задач, упражнений, разработанные автором опыта и др.

 

Приложение №3 к разделу «Заключение»

Трудоемкость — необходимые затраты времени и сил учителя и учащихся для получения планируемой результативности.

Результативность опыта

1. Это конкретные результаты, которые получены в практике работы после применения данной методики (средства, идеи и т.д.): уровень обучаемости и обученности, уровень воспитанности и социализации учащихся, уровень работоспособности и заболеваемости и т.п.

2. Указание на объективные и возможные субъективные трудности, возникающие в процессе внедрения данной системы, пути их преодоления.

3. Нерешенные проблемы (возможно, недостатки, недочеты данной методической системы).

Эффективность опыта

Наиболее эффективна та работа, результаты которой можно переносить на другие предметы, классы, школы, в другие условия.

Эффективность — это отношение результативности к трудоемкости.

Этапы дальнейшего пути — это пути продолжения работы, перспективы развития того, над чем работал учитель, как собирается развивать, совершенствовать свою методику.

 

Приложение №4

Список литературы оформляется по алфавиту с указанием выходных данных. Например,

1. Иванов С.П. Школьная практика // Проблемы воспитания. -1987 — № 5 -С.75 (для статей и журналов) o

2. Иванов С.П. Психологическая практика в школе. — Ижевск: Вымпел, 1991, -25 с. (для книг и брошюр)

 

Приложение№5

В приложения можно включить:

1. Конспекты к учебным занятиям

2. Дидактические материалы________________________________

3. Внеклассная работа_________________________________________

4. Оригинальные методы, приемы, формы, средства____________________________

5. Оригинальные виды заданий, задач, упражнений____________________________

6. Тексты лекций, докладов по данной теме

7. Индивидуальный план самообразовательной деятельности и все практические выходы к нему

8. Памятки_____________________________________

9. Отзывы учителей_________________________________________________

10. Самоанализ уроков

11. Мониторинг учебных достижений учащихся

12. Приложения могут содержать видеоматериалы, фотоматериалы и др.

свернуть