Преемственность: проблемы и решения

«…Школьное обучение никогда не начинается с пустого места,

                    а всегда опирается на определенную стадию развития,

                              проделанную ребенком ранее"

                           В.А. Сухомлинский

Поступление в школу – переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии малыша: ему предстоит осваивать не всегда похожие на прежние формы деятельности, вырабатывать иной стиль отношения со сверстниками и взрослыми, физиологически перестраиваться. Как же сделать так, чтобы этот процесс прошел для ребенка безболезненно? В том вопросе  большую помощь может оказать тесная связь детского сада и школы. Ведь часто в работе учителя и воспитателя отсутствует взаимосвязь, согласованность. В процессе своей работы воспитатель выявляет готовность ребенка к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателя и учителя предполагает возможность  для детей с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития,  чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью. 

Преемственность дошкольного и начального образования как условие непрерывного образования – одна из сложнейших и все еще не решенных проблем образования. Много лет она обсуждается  среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей

Когда начинать готовить ребенка к школе?

развернуть

Как лучше это делать? Чему и как учить?

Принято считать, что дошкольника не учат, а развивают. Учебный процесс – основной вид деятельности только школьника. А ребенок 5-6 лет новые сведения о мире и людях получает через игровую деятельность.

        Единого для развития всех детей рецепта нет, да и быть не может: с одним нужно больше говорить, другого больше слушать, с третьим бегать и прыгать, а четвертого учить "по минуточкам" сидеть и внимательно работать. Одно ясно, готовить ребенка к школе нужно; и все, чему вы научите ребенка сейчас, а главное, чему он научится сам,  поможет ему быть успешным в школе.

        Для вас, заботливые родители, мы создали эту памятку, чтобы вы смогли воспользоваться некоторыми рекомендациями по подготовке ребенка к школе. От того, как пройдет первый учебный год, зависит многое в последующем обучении вашего ребенка.

         У многих взрослых бытует мнение: будто мы готовим детей к жизни.

Нет, не готовим! Они уже живут!

И эта жизнь полна сложностей, противоречий, испытаний. Скоро Ваш ребёнок переступит порог школы, что существенно изменит всю его привычную жизнь.

Первый класс не должен лишить ребёнка радости и многообразия жизни.

Современные социокультурные условия требуют обеспечения непрерывности образования ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, потребностей семьи и общества. При этом необходимым условием непрерывности образования является преемственность, которая заключается в установлении единой линии развития личности на смежных уровнях образования.

За последние годы произошли достаточно значимые изменения в дошкольном и общем среднем образовании. На нормативном уровне изменения нашли отражение в Кодексе Республики Беларусь об образовании, Положении об учреждении дошкольного образования, учебно-программной документации образовательной программы дошкольного образования, образовательных стандартах дошкольного образования.

Как правило, когда говорят о преемственности дошкольного и общего среднего образования, на первый план выходит проблема готовности детей к обучению в школе. Основная цель дошкольного образования – разностороннее развитие личности ребенка в соответствии с его возрастными и индивидуальными возможностями, способностями и потребностями, формирование у него нравственных норм, приобретение им социального опыта. Однако можно замечать, когда часто эта цель заменяется достаточно узко понимаемыми задачами подготовки – научить читать, писать и считать.

Преемственность должна обеспечить «плавный» и максимально безболезненный переход ребенка на новый уровень образования, фактически в новую социальную среду. При определении ведущих идей в ходе реализации преемственности необходимо выделит приоритеты в содержании образования на каждом этапе возрастного развития ребёнка с учётом современной ситуации, не допускать спешки и дублирования содержания последующего звена образования.

Задачи дошкольного звена можно сформулировать следующим образом:

приобщать детей к здоровому образу жизни;

обеспечивать эмоциональное благополучие каждого ребёнка, создавать условия для разнообразной деятельности;

развивать инициативность, любознательность, способность к творческому самовыражению, компетентность в сфере отношений к миру, людям, к себе;

включать детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и сверстниками;  

формировать знания об окружающем мире;

стимулировать познавательную и игровую активность детей в разных видах деятельности.

Задачи начального школьного звена:

формировать осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регулирование своего поведения в соответствии с ним;

развивать готовность к активному взаимодействию с окружающим миром;

формировать желание и умение учиться, готовность к образованию в школе и самообразованию;

развивать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности.

свернуть

Направления реализации преемственности:

развернуть

1. Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами

2. Работа с детьми

3. Работа с родителями

Организационно-методическое обеспечение, работа с педагогическими кадрами может включать:

установление делового сотрудничества между воспитателями и учителями начальных классов;

взаимное ознакомление учителей и воспитателей дошкольного образования с задачами образовательной работы учреждения дошкольного образования и  начальной школы;

совместные педагогические советы по вопросам преемственности;

совместные заседания методических объединений по вопросам эффективности работы учителей и воспитателей учреждения дошкольного образования по подготовке детей к обучению в школе;

семинары-практикумы;

взаимопосещения занятий в дошкольных группах и уроков в начальной школе (с последующем обсуждением).

психолого-педагогический консилиум по результатам изучения социально-педагогической адаптации первоклассников;

изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей и воспитателей.

Работа с детьми может включать:

организацию адаптационных занятий с детьми старшей группы в рамках школы будущего первоклассника;

организация экскурсий по школе;

комплексные занятия по мотивационной готовности к обучению в школе;

проведение промежуточной и итоговой диагностики с детьми дошкольного возраста, направленные на изучение познавательных и мотивационно-волевых качеств личности;

совместное проведение праздников, спортивных мероприятий.

свернуть

Система взаимодействия педагога и родителей

развернуть

Система взаимодействия педагога и родителей может включать:

совместное проведение родительских собраний;

проведение дней открытых дверей в школе «Давайте познакомимся»;

посещение уроков и адаптационных занятий родителями;

открытые занятия;

консультации воспитателей, учителей начальных классов;

привлечение родителей к организации детских праздников, спортивных соревнований.

Эффективны в работе с родителями различные формы работы: консультации на темы «Как подготовить ребенка к школе», «Как оценить готовность к обучению будущих первоклассников» и др., 

лектории в рамках школы будущего первоклассника,

родительские собрания «Поступление в школу - важное событие в жизни семьи», «Компоненты психологической готовности к обучению в школе», «Распорядок дня первоклассника» и др.

В заключение хочется привести слова замечательного педагога В.А.Сухомлинского: «…школа не должна вносить резкого перелома в жизни детей. Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений».

свернуть

Памятка родителям

развернуть

Ребенок 5-6 лет не может работать долго, 10-15 минут - временной предел, а потом он должен отдохнуть, отвлечься. Поэтому все занятия должны быть рассчитаны на 10-15 минут

Десять советов родителям будущих первоклассников

Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для вашего ребенка, поэтому попробуйте учесть все факторы, которые могут осложнить его обучение.
Совет 2. Обязательно познакомьтесь со школой, условиями обучения, педагогами.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая будет у него нагрузка (сколько уроков в день, есть ли дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени необходимо на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак - не придется ли вставать слишком рано?
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с будущей учительницей вашего ребенка. Подумайте, сможет ли она учесть его особенности (захочет ли).
Совет 6. Уточните, в какое время ребенок будет возвращаться домой из школы. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (секции, музыкальная школа, кружки).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Помните, что адаптация к школе не простой процесс и происходит совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.
Совет 10. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень необходима ваша вера в него, умная помощь и поддержка.

свернуть

План правядзення мерапрыемстваў па пераемнасці паміж дашкольнай адукацыяй і навучаннем на першай ступені

развернуть

План правядзення  мерапрыемстваў па пераемнасці паміж дашкольнай адукацыяй і навучаннем на першай ступені 

на 2021/2022 навучальны год

п.п.

 

Мерапрыемствы

 

Дата

Месца правядзення

 

Адказныя

д/с

школа

                       I. Мерапрыемствы з дзецьмі  ( дзіцячы сад – 1 клас )

1

Дзень адчыненых дзвярэй для будучых першакласнікаў і іх бацькоў.

май, жнівень

 

*

настаўнік пач.класаў

2

Свята “Выпускны баль у дзіцячым садзе”

чэрвень

*

 

выхаваль-

нік, наст. пач.класаў

3

Наведванне дзецьмі выпускной  групы дзіцячага сада ўрачыстай лінейкі “Дзень ведаў”

01.09

 

*

выхаваль-

нік

4

Віншаванне старэйшай групы дзіцячага сада першакласнікаў з пачаткам навучання ў школе.

01.09

 

*

выхаваль-

нік

5

Знаёмства выхаванцаў старэйшай групы дзіцячага сада   з будынкам, тэрыторыяй, класамі, бібліятэкай, стадыёнам школы.

сакавік

 

*

выхаваль-

нік, наст. пач.класаў

8

“Дзень здароўя” для старэйшай групы дзіцячага сада і першакласнікаў

красавік

 

*

наст.пач.кл, выхавальнік

9

Экскурсія ў школьны музей выхаванцаў старэйшай групы

май

 

*

наст.пач.кл выхавальнік

10

Сустрэча першакласнікаў з выпускнікамі старэйшай групы дзіцячага сада.

май

*

*

наст.пач.кл выхавальнік

 

11

Наведванне дзецьмі старэйшай групы  ўрокаў і мерапрыемстваў у 1 класе.

на працягу  года

 

*

наст.пач.кл.

выхавальнік

12

Правядзенне  заняткаў у старэйшай групе дзіцячага сада будучай настаўніцай 1 класа з мэтай азнаямлення са здольнасцямі дзяцей.

красавік-

май

*

 

настаўнік пач.класаў

13

Адкрытыя класныя гадзіны ў 1 класе для дзяцей дзіцячага сада.

4 чв.

 

*

настаўнік пач.класаў

                              II. Работа з бацькамі ( дзіцячы сад – 1 клас)

1

Пытанні (магчымыя) для бацькоўскіх сходаў:

 

 

 

 

Пазнавальныя здольнасці вашага дзіцяці і магчымасці для іх развіцця

красавік

*

 

выхаваль

нік

Знаёмства бацькоў з узроўнем падрыхтаванасці дзяцей да навучання ў пачатковай школе. Гатоўнасць дзяцей да навучання ў школе

жнівень

*

 

выхаваль

нік

 

Давайце пазнаёмімся “Першы раз у першы клас”

май

 

*

наст.пач.кл

Фарміраванне здаровага ладу жыцця школьнікаў

снежань

 

*

наст.пач.кл

Гульня і праца ў жыцці першакласнікаў

сакавік

 

*

наст.пач.кл

2

Наведванне заняткаў у старэйшай групе дзіцячага сада і першага класа.

на працягу  года

*

*

наст.пач.кл.

выхавальнік

               III. Работа з настаўнікамі школы, выхавальнікамі дзіцячага сада.

1

Складанне плана работы па  пытаннях пераемнасці.

Жнівень-

верасень

*

*

наст.пач.кл.

выхавальнік

2

Удзел  у агульнашкольных педагагічных саветах і нарадах пры дырэктару па пытаннях пераемнасці

на працягу  года

 

*

наст.пач.кл.

выхавальнік

3

Сумесныя метадычныя аб’яднанні настаўнікаў пачатковых класаў з выхавальнікамі дзіцячага сада па пытаннях пераемнасці, падрыхтоўкі дзяцей к школе.

па плане МА

 

*

наст.пач.кл.

выхавальнік

4

Знаёмства з нарматыўна  дакументамі па пытаннях  арганізацыі навучання ў 1 класе.

май

верасень

 

*

наст.пач.кл

5

Узаеманаведванне ўрокаў і заняткаў выхавальнікамі дзіцячага сада і настаўнікамі пачатковых класаў.

на працягу  года

 

 

наст.пач.кл.

выхавальнік

6

Афармленне вугалка для будучых першакласнікаў

сакавік

*

 

выхавальнік

7

Правесці з педагогамі сада цыкл гутарак і кансультацый:

- Псіхалагічная гатоўнасць дзяцей к школе

-Правядзенне карэкцыйна –развіваючых гульняў і гульнёвых практыкаванняў з дзецьмі 6-гадовага ўзросту

- Школа і ДУ:  агульныя падыходы да арганізацыі навучання

Лістапад

снежань

студзень

 

*

*

 

*

 

загадчык яслей-сада, настаўнік- дэфектолаг

 

Намеснік дырэктара                                                                  В.С.Вінаградава

свернуть