Профилактика насилия в отношении несовершеннолетних

Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность по противодействию насилия в семье

развернуть

Список нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность

по противодействию насилия в семье:

 

  1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.
  2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье.
  5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях.
  6. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь.
  7. Уголовный кодекс Республики Беларусь.
  8. Декрет Президента Республики Беларусь, 24 ноября 2006 г. № 18. «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях».
  9. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 г., № 153–З «Об оказании психологической помощи».
  10. Закон Республики Беларусь, 19 ноября 1993 г., № 2570-XII «О правах ребенка».
  11. Закон Республики Беларусь от 22 мая 2000 года «О социальном обслуживании» (в редакции от 13 июля 2012 г. № 427-З).
  12. Закон Республики Беларусь, № 122-З от 4 января 2014 года «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».
  13. Закон Республики Беларусь, 31 мая 2003 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
  14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2012 г. № 1218 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг».
  15. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 10 января 2013 г. № 5 «Об утверждении положений об учреждениях социального обслуживания».
  16. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 26 января 2013 г. № 11 «О некоторых вопросах оказания социальных услуг государственными организациями, оказывающими социальные услуги» (вместе с «Инструкцией о порядке и условиях оказания социальных услуг государственными учреждениями социального обслуживания»).
  17. Постановление Министерства юстиции Республики Беларусь, Министерства внутренних дел, Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь, Министерства здравоохранения Республики Беларусь, Министерства образования Республики Беларусь, 18 июня 2008 г., № 43/210/112/121/57 «Об утверждении Инструкции о порядке взаимодействия государственных органов, ответственных за выполнение требований Декрета Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г., № 18».
  18. Постановление Министерства образования Республики Беларусь, 28 июля 2004 г., № 47 «Об утверждении Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите».
свернуть

Полезные ссылки

развернуть
 
Республиканский центр психологической помощи

Адрес: г.Минск, ул.Чюрлёниса, 3

Телефон: +375 17 300 1006

Электронная почта: rcpp@bspu.by

Сайт: http://rcpp.by

 
 
свернуть

Психологическое насилие: выявление признаков и последствия

развернуть
Психологическое насилие: выявление признаков и последствия
 

Психологическое насилие – длительное, постоянное или периодическое психологическое воздействие родителей, опекунов или других взрослых, ответственных за воспитание ребенка, приводящее к формированию у ребенка патологических черт характера или нарушающее развитие его личности, а также вызывающее у ребенка состояние эмоционального напряжения, подвергая опасности его эмоциональное развитие.


К психологическому насилию относятся следующие действия по отношению к ребенку:
преднамеренная физическая или социальная изоляция, то есть отчуждение ребенка от нормального физического и социального общения, отвержение любви;
использование оскорблений, обидных прозвищ и унижение достоинства ребенка;
игнорирование потребностей ребенка;
«торговля запретами»;
терроризирование, т.е. поддержание постоянного напряжения, запугивание, угрозы, неоднократное оскорбление ребенка словами и формирование стабильного чувства страха;
открытое неприятие и постоянная критика ребенка, вербальные угрозы в его адрес, брань, издевки, пристыживание;
запугивание наказанием;
использование ребенка в качестве доверенного лица, передатчика информации другому родителю (взрослому);
предъявление к ребенку завышенных требований, с которыми он не в состоянии справиться;
моральное разложение, привлечение и принуждение ребенка к действиям, которые противоречат общественным нормам и наносят ущерб ребенку (вовлечение или принуждение к совершению краж, употреблению алкоголя или наркотиков);
ложь и невыполнение взрослыми обещаний;
однократное или многократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму;
частые конфликты в семье;
непредсказуемое поведение родителей по отношению к ребенку.

 

Наиболее часто встречающимися последствиями психологического насилия над детьми являются:
задержки в развитии ребенка, умственном, эмоциональном, иногда даже речевом;
отставание в психическом развитии, снижение интеллекта;
угроза адекватному развитию познавательных процессов и адаптационных способностей;
ранимость, снижение способности к самоуважению;
развитие социальной беспомощности, т.е. ребенок легко попадает в конфликтные ситуации и с большой долей вероятности будет отвергаться сверстниками;
импульсивность, недостаточная способность к контролю над собственным поведением;
низкая самооценка и повышенная тревожность;
неумение устанавливать доверительные, эмоционально теплые отношения;
трудности в общении со сверстниками;
агрессивность;
неспособность принимать решения самостоятельно;
неспособность постоять за себя;
нездоровое представление о модели воспитания детей;
привыкание к тому факту, что насилие по отношению к нему оправданно;
жестокость и озлобленность на окружающих;
сложность в построении отношений;
недоверие к окружающим;
постоянный стресс, страх, ожидание опасности, предательства или подвоха со стороны любого человека;
склонность к суициду;
проявление агрессии и жестокости к тем, кто слабее;
склонность к ведению неподобающего образа жизни: алкоголизм, наркомания, проституция, преступность;
неспособность предъявить адекватные требования к себе и окружающим.


Особенности поведения ребенка, свидетельствующие о применении к нему психологического насилия:
эмоционально невосприимчив, равнодушен;
грустен, субдепрессивен или у него выраженная депрессия;
сосет пальцы, монотонно раскачивается;
замкнут в себе, задумчив или, наоборот, агрессивен;
«приклеивается» к любому взрослому в поисках внимания и тепла;
не проявляет интереса к играм;
испытывает ночные приступы страха, плохо спит;
имеет ночной и/или дневной энурез (недержание мочи);
высказывает психосоматические жалобы: головная боль, боли в животе и области сердца, говорит о том, что ему плохо и т.д.;
имеет замедление физического и общего развития.

 

Психологические характеристики родителей, которые совершают насилие:
многие из таких родителей в детстве сами подвергались насилию;
не осознают своих потребностей, не могут опознать эти потребности в других, не способны интегрировать эти потребности;
в момент стресса озабочены лишь своим состоянием;
воспринимают ребенка, как объект;
относятся к ребенку, как к собственности;
предъявляют к ребенку свою систему ожиданий (например, когда говорят ребенку: «Успокойся», а ребенок продолжает плакать, взрослый воспринимает это как проявление враждебности и намеренное сопротивление);
имеют низкую самооценку;
импульсивные, агрессивные родители;
родители, которые получили военизированное воспитание (дети военных, милиционеров);
родители, подверженные религиозным культам.


На что обращать внимание при беседе с родителями (маркеры возможного психологического насилия):
негативная установка по отношению к педагогам, психологам, занятиям по профилактике насилия, агрессивное отрицание, высмеивание превентивной работы, а также пассивность и уклонение от обсуждения проблемы безопасности
детей;
открытое высказывание насильственных, пренебрежительных или дискриминационных установок с апелляцией к агрессивным «традициям» семейного воспитания и своему собственному детскому опыту;
постоянная критика и выражение враждебности по отношению к ребенку, перекладывание на него ответственности за собственные неудачи;
внешняя неопрятность, несоблюдение норм общения при беседе со специалистами и другими родителями, а также иное поведение родителей, указывающее на наличие проблем в сфере психического здоровья;
отсутствие беспокойства за жизнь и здоровье ребенка;
отсутствие внимания, ласки, эмоциональной поддержки в обращении с ребенком;
признаки психических расстройств в поведении или проявление патологических черт характера (агрессивность, возбуждение и т.д.).


Задачи, стоящие перед специалистом, оказывающим помощь ребенку, пострадавшему от насилия:
уменьшение и ликвидация травматических переживаний;
разрушение обстановки секретности совершаемого насилия;
уменьшение у ребенка чувства стыда, вины, бессилия;
помощь в укреплении чувства собственной значимости;
формирование новых поведенческих установок;
обучение самостоятельности;
формирование навыков взаимодействия с окружающими людьми, умения обращаться за помощью;

развитие восприятия ребенком собственного организма, самоопределения.


Важно подвести ребенка к пониманию того, что забыть произошедшее нельзя, но жить с этим в новом качестве можно.


Если ребенок говорит Вам, что подвергается психологическому насилию:
Постарайтесь оставаться спокойными.
Установите зрительный контакт при разговоре с ребенком.
Поверьте ему. Ребенку незачем лгать о пережитом издевательстве,
особенно если он рассказывает очень эмоционально, со всеми подробностями.
Не осуждайте его. Ведь насилие совершил другой человек, а пострадал ребенок.
Скажите ребенку, что в недостойном по отношении к нему обращении виноват не он, а тот человек, который допустил такое обращение.
Внимательно, спокойно и терпеливо выслушайте его, проявив понимание и сочувствие. Приоритетным шагом является не немедленный и обильный сбор информации, а выслушивание ребенка.
Убедите ребенка, что он был прав, заговорив с вами о случившемся.
Не преуменьшайте его боли. Не говорите, что ничего страшного не случилось.
Не отвергайте его: если вы осудите его, то это нанесет ему более глубокую рану, чем само насилие.
Скажите ребенку, что вы сожалеете о том, что произошло и хотите ему помочь.
Важно позволить ребенку эмоционально расслабиться, высказаться, проявить к ребенку заботу, показать его значимость и только потом принять решение по поводу дальнейших действий.
При выявлении признаков (факторов) насилия над ребенком, необходимо действовать в соответствии с «Алгоритмом информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних».

свернуть

Последствия физического и сексуального насилия

развернуть

Последствия физического и сексуального насилия

                                                                                                          Врач-психотерапевт  

        УЗ ГОКЦ «Психиатрия-наркология»    Юхневич Е.С.

 

Дети – наиболее нуждающиеся в поддержке и заботе социальная группа населения, которым для гармоничного развития необходимо чувствовать свою защищенность. Изменения в эмоциональной сфере ребенка, такие как повышение уровня тревожности, агрессивности, снижение самооценки, неспособность заявить о своих переживаниях, трудности в общении, происходят задолго до формирования психосоматического заболевания или асоциальных форм поведения. Часто одной из причин изменения эмоциональной сферы является пережитая ребенком травма – насилие.

     Американский врач С.Кемпе (1961) определил сексуальное насилие над детьми как «вовлечение функционально незрелых детей и подростков в сексуальные действия, которые они совершают, полностью их не понимая, на которые они не способны дать согласие или которые нарушают социальные табу семейных ролей». Таким образом, сексуальные злоупотребления над детьми – это не обязательно принуждение угрозой или силой к выполнению сексуальных действий, но сам факт сексуальных действий с ними.

Сексуальное насилие, совершаемое по отношению к ребенку, по своим последствиям относится к самым тяжелым психологическим травмам. Самая распространенная форма сексуального насилия – это развратные действия. Около 70% детей испытывали развратные действия со стороны родственников и знакомых, 28% - со стороны родителей и опекунов (Догадина М.А., Перегожин Л.О. 2000).

  Установить факт сексуального насилия значительно труднее, чем физического, поскольку раскрытию семейной тайны препятствует чувство вины, стыда и страха, испытываемые ребенком и другими членами семьи, которые знают о случившемся.

  Таким детям кажется, что рассказав кому-то, они предадут отца или мать. Кроме того, слишком велика душевная боль, и дети боятся своего подавленного гнева. Они  опасаются, что если начнут рассказывать, тогнев усилится, они потеряют контроль над собой и своими чувствами. Их преследует страх, что тот, кому они расскажут, отвергнет их, почувствовав отвращение. 

Признаками перенесенного сексуального насилия являются различные изменения в поведении ребенка:

Изменения в выражении сексуальности ребенка:

  • Чрезвычайный интерес к играм сексуального характера;
  • Поразительное для этого возраста знания о сексуальной жизни;
  • Соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым.;
  • Сексуальные действия с другими детьми(начиная с младшего школьного возраста)
  • Необычная сексуальная активность: сексуальное использование младших детей, мастурбация, отирание половых органов о тело взрослого, проституция.

 

Изменения в эмоциональном состоянии и общении ребенка:

  • замкнутость, изоляция, уход в себя;
  • депрессивность, грустное настроение;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство испорченности;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • истеричное поведение, частая потеря самоконтроля;
  • трудности в общении с ровесниками, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • терроризирование младших и детей своего возраста.

 

Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки:

  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • резкое изменение успеваемости (в худшую или лучшую сторону);
  • прогулы в школе, отказ или уклонение от учебы;
  • принятие на себя родительской роли в семье (приготовление еды, стирка, уход за младшими);
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированнности социальных ролей и своей роли в ней, вплоть до ухода из дома.

Изменение самосознания:

  • падение самооценки;
  • мысли о самоубийстве, попытки самоубийства.

 

Невротические, психосоматические симптомы:

  • боязнь оставаться в помещении с определенным человеком;
  • боязнь раздеваться (например, ребенок может категорически отказаться от участия в занятиях физкультурой или плаваньем, или снимать нижнее белье при медомотре);
  • головная боль, боли в животе, в груди.

 

Физическое и сексуальное насилие оставляет у ребенка неизгладимый след. Серьезность последствий зависит от обстоятельств произошедшего, особенностей ребенка (возраста, уровня развития, свойств личности) и особенностей насильника, от продолжительности, частоты, тяжести насильственных действий, от реакции окружающих.       

В дисгармоничных или неполныхсемьях дети психологически меньше защищены от травматических ситуации, чем в нормальных семьях.Также в дисгармоничных семьях родители реже имеют верное представление о травматическом опыте своих детей и пытаются его преуменьшить или скрыть.

Исследования показали, что насилие чаще проявляется в отношении детей младшего возраста и с более низким уровнем

 развития. Характер и глубина нарушений личности вследствие насилия будут также зависеть от возраста и уровня развития ребенка.

          Последствия для ребенка будут серьезнее, если насилие сопровождалось причинением боли и травмы. По сравнению с сексуальным злоупотреблением  такие формы сексуального насилия, как половое сношение, для ребенка наиболее травматичны.

Последствия насилия будут тяжелее и в том случае, если оно совершено близким для ребенка человеком.

Если после обнаружения сексуального насилия члены семьи встанут

на сторону ребенка, а не насильника, то для ребенка последствия будут менее тяжелыми, чем в ситуации, когда он не получит защиты и поддержки.

Реакции и симптомы, возникающие как последствия физического и сексуального насилия относятся к посттравматическому стрессовому расстройству. Их проявления таковы:

  • повторяющееся, беспокоящее переживание травмы, неприятные воспоминания, сны, навязчивые действия и чувства, как если бы событие повторялось вновь и вновь;
  • постоянное избегание стимулов, напоминающих о травме (место, люди, вещи, напоминающие о травме);
  • психогенная амнезия;
  • блокировка эмоциональных реакций, оцепенение(не наблюдалось до травмы);
  • чувство отстраненности от остальных людей, снижение интереса к значимым видам деятельности, сужение спектра эмоций;
  • сужение или отсутствие жизненной перспективы, постоянные симптомы повышенного возбуждения: раздражительность,
  • гиперактивность, проблемы с концентрацией внимания, неадекватное реагирование;
  • трудности с засыпанием или плохой сон;
  • дезадаптацияв социальной и профессиональной сферах.

Самыми стрессогенными для детей являются ситуации непосредственной угрозы здоровью и жизни близкого и самого ребенка. В разные периоды жизни реакции на подобные ситуации проявляются по-разному:

  1. Детям до 3 лет свойственны страхи, спутанность чувств, нарушения сна, потеря аппетита, агрессия, страх перед чужими людьми, сексуальные игры;
  2. У дошкольников на первый план выступают эмоциональные нарушения (тревога, боязливость, чувство вины, стыда, отвращения, беспомощности, испорченности) и нарушения поведения (регресс, отстраненность, агрессия, сексуальные игры, мастурбация);
  3. У детей младшего школьного возраста – амбивалентное чувство по отношению к взрослым, сложности в определении семейных ролей, страх, чувство стыда, испорченности, недоверия к миру, в поведении отмечаются отстраненность, агрессия, молчаливость либо неожиданная разговорчивость, нарушения сна, аппетита, «ощущение грязного тела», сексуальные действия с другими детьми;
  4. Для детей 9-13 лет характерно то же, что и для младших школьников, а так же депрессия, чувство потери ощущений; в поведении – изоляция, манипулирование другими детьми для получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение;
  5. Для подростков 13-18 лет – отвращение, стыд, вина, недоверие, амбивалентное чувство по отношению к взрослым, сексуальные нарушения, несформированность социальных ролей, чувство собственной ненужности; в поведении – попытки суицида, уходы из дома, агрессия, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность и противоречивость поведения.

Маленькие дети не всегда могут связать свои травматические проявления с фактом травмы, а этокрайне важно для преодоления стресса. У детей могут быть сны, вызывающие ужас. Ребенок может не понимать, что во сне каким-то образом отражена травма, тогда как постороннему взрослому это очевидно.

Переживание произошедшего травматического случая может проявляться в качестве эпизодов в воображении, неожиданных и внезапных воспоминаниях, в форме повторяющихся игр, в которых прослеживаются аспекты травмы. Эти игры носят однообразный характер, в них монотонно повторяется один и тот же сюжет, ребенок не вносит туда никаких изменений или развития. После таких игр отсутствует чувство облегчения, поэтому игра повторяется снова.   

Жертвам физического и сексуального насилия свойственны подозрительность и недоверие к людям, поскольку они пережили предательство со стороны родителей, физическое или сексуальное нападение, издевательства. Они постепенно теряют надежду на родительскую любовь, признание и поддержку.

Поскольку у них нет доверия к родителям, то им трудно сформировать доверительные отношения и с другими, круг общения сужается, они становятся замкнутыми. Став взрослыми, такие дети стараются избегать любой близости с другими людьми, в том числе и психологической, считая эти отношения опасными и непредсказуемыми.

Всехжертв физического исексуального насилия отличает низкая самооценка, в основе которой лежит переживание стыда и вины. Иногда родитель жертвы обвиняет ребенка впровоцировании сексуальных действий. Это же характерно и для физического насилия, когда родитель ответственность за то, что сорвался перекладывает на ребенка – «сам заработал». Если у ребенка во время насилия возникли приятные сексуальные чувства, то неизбежно возникшее после этого чувства вины еще больше понизит самооценку.

Жертвы физического и сексуального насилия часто страдают депрессией, отличаются аутоагрессивным поведением. Депрессия выражается чувством тоски, грусти, неспособности радоваться, наслаждаться.Чем тяжелее травма, тем выше риск суицида и более глубоко выражена депрессия.

Плохой самоконтроль и нарушения поведения свойственны жертвам насилия. Для жертв физического насилия больше характерны агрессивность, разрушительное поведение в школе и дома, бесконтрольное поведение. С помощью агрессии они защищают себя от тревоги и чувства беспомощности. Результат такого поведения – создание большей дистанции от окружающих. Враждебное отношение к другим людям продиктовано боязнью причинения себе боли.

Живя в дисфункциональной семье, ребенок подвергающийся физическому насилию, приобретает вслед за другими членами модели поведения как жертвы, так и насильника. Иногда он отождествляет себя с агрессором, испытывая чувство превосходства, всесилия, а иногда с жертвой, чувствуя свою беззащитность, ранимость и беспомощность. Смена ролей жертвы/насильника прослеживается в ситуациях, когда ребенок провоцирует враждебное отношение к себе других людей. Если взрослый приписывает ему ответственность за конфликт и указывает на его роль в ссоре, то ребенок принимает на себя роль жертвы – обвиняет в случившемся других, обвиняет в несправедливости взрослого.

При посттравматическом стрессовом расстройстве появляется плохая успеваемость, которая связана с трудностями концентрации внимания. Так как их мысли постоянно заняты проблемой своего существования в качестве жертвы, а так же огромными усилиями, направленными на вытеснение всплывающих травматических событий. Ребенок пристально следит за тем, что происходит вокруг него, словно ему угрожает постоянная опасность.

Специфика сексуального насилия, в отличие от физического, связано с ранним сексуальным опытом, действиями, совершенными вопреки желанию ребенка, что приводит к нарушению сексуального развития, половой идентификации и сексуальных установок. Специфические последствия сексуального насилия бывают различными.

К одному из важных признаков сексуального насилия относится гиперсексуальное поведение ребенка. У детей появляется высокий уровень эротизации: они сексуально возбуждаются в результате самой повседневной физической и психологической близости, поскольку не могут отличать психологически близких, любящих и дружеских отношений от сексуальных. Пережившие насилие дети любого возраста, ведут себя соблазняющим образом как со сверстниками, так и со взрослыми.

В подростковом возрасте для них характерны случайные половые связи, часть девочек впоследствии занимается проституцией.

Кроме проявления гиперсексуальности или, наоборот, панического избегания сексуальных стимулов, у некоторых жертв насилия происходит нарушение половой идентификации. Девочки начинают отождествлять свое поведение с мужским поведением, так как они отождествляют себя больше с доминирующим отцом, чем с пассивной   матерью. Эти девочки чувствуют себя несчастными, оттого что родились не мальчиками. Предпочитая носить мужскую одежду, они скрывают под ней презираемые ими отличительные признаки своего пола.

Иногда их тело кажется причиной насилия, поэтому они пытаются сделать его непривлекательным для насильника – начинают худеть или, наоборот, много есть, прятать тело под длинной одеждой.

Для некоторых жертв насилия характерно сексуально-агрессивное поведение по отношению к сверстникам или сибсам,напоминающее поведение взрослого насильника.

У детей вне зависимости от пола встречаются нарушения сексуальной ориентации, среди которых наиболее выделяются гомосексуальные отношения.

Повторноеотыгрывание травмы – одна из основных причин  распространения насилия в обществе. Многочисленные исследования, проведенные в США, показали, что большинство преступников, совершивших серьезные преступления, в детстве пережили ситуацию физического иили сексуального насилия. Описан феномен «ревиктимизации», когда травмированные личности, вновь и вновь попадают в ситуации, где они оказываются жертвами.Жертвы насилия стараются дистанцироваться от напоминания о травме путем приема алкоголя, наркотиков. Все это нарушает социальное функционирование и снижает адвптационнные возможности человека.

Таким образом, последствия ПТСР оказывают влияние в целом на психику ребенка и проявляются во взрослой жизни в форме аддиктивного и девиантного поведения, психосоматических заболеваний, нарушений половой идентификации, нарушений сексуальных отношений с партнером и т.д. Выявление детей, подвергшихся насилию, оказание им помощи – лучший способ препятствовать распространению насилия в следующих поколениях.

 

 

свернуть

Памятка по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации

развернуть

Памятка для педагогических работников по защите несовершеннолетних от сексуального насилия и эксплуатации

 

Сексуальное насилие над детьми – это любой контакт или взаимодействие между ребенком и человеком, старше его по возрасту, в котором ребенок сексуально стимулируется или используется для сексуальной стимуляции:

  • ласка, эротизированная забота;
  • демонстрация половых органов, порнографических материалов, использование ребенка для сексуальной стимуляции взрослого;
  • изнасилование или растление, орально-генетальный контакт;
  • сексуальная эксплуатация (порнографические материалы с детьми);
  • подглядывание за ребенком во время совершения им интимных процедур;
  • «груминг», осуществляемый, как правило, посредством сети Интернет;
  • проституция.

 

  1. Признаки сексуального насилия в отношении несовершеннолетних

Работники учреждений образования должны обращать внимание на следующие особенности во внешности и поведении ребенка, которые могут свидетельствовать о сексуальном насилии по отношению к нему.

 

1.1.Физические признаки

Оральные симптомы: экзема; дерматит; герпес на лице, губах, в ротовой полости; инфекции горла; кроме этого, отказ от еды (анорексия), переедание (булимия).

Физическими симптомами сексуального насилия над ребенком являются:

  • следы побоев, истязания, другие физические повреждения;
  • запущенное состояние несовершеннолетнего (дистрофия, педикулез и т.д.)
  • ребенку, очевидно, больно сидеть или ходить;
  • порванное, запачканное или окровавленное нижнее белье, одежда;
  • синяки и / или кровоподтеки на теле;
  • жалобы на боль и зуд в области гениталий;
  • жалобы на воспаления мочеиспускательных путей;
  • недержание мочи;
  • болезни, передающиеся половым путем;
  • беременность.

Примечание: некоторые виды сексуального насилия (сексуальные ласки, оральный секс, мастурбация, изготовление порнографических снимков) не оставляют «медицинских» следов.

 

1.2. Изменения в выражении сексуальности ребенка

  • странные, необычные или не соответствующие возрасту знания ребенка о сексе;
  • чрезвычайный интерес ребенка к играм сексуального содержания;
  • сексуальные действия с другими детьми, имитация полового акта с характерными стонами и движениями;
  • соблазняющее, особо завлекающее поведение по отношению к сверстникам и взрослым;
  • необычная сексуальная активность (сексуальное использование младших детей; мастурбация, трение о тело взрослого и др.).

1.3. Изменения в эмоциональном состоянии и общении

  • трудности в общении с ровесниками, избегание общения, отсутствие друзей своего возраста или отказ от общения с прежними друзьями;
  • внезапная замкнутость, подавленность, изоляция, уход в себя;
  • частая задумчивость, отстраненность;
  • постоянная депрессивность, грустное настроение;
  • нежелание принимать участие в подвижных играх;
  • непристойные выражения, не свойственные ребенку ранее;
  • чрезмерная склонность к скандалам и истерикам;
  • терроризирование младших детей и сверстников;
  • чрезмерная податливость, навязчивая зависимость;
  • возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот, слишком «взрослое» поведение;
  • отчуждение от братьев и сестер;
  • жестокость по отношению к игрушкам (у младших детей);
  • амбивалентные чувства к взрослым (начиная с младшего школьного возраста);
  • рассказы в третьем лице: «Я знаю одну девочку…»;
  • утрата туалетных навыков (чаще всего это касается малышей), у подростков – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»).

1.4. Изменения личности и мотивации ребенка, социальные признаки

  • прогулы занятий в учреждении образования;
  • внезапное изменение успеваемости (гораздо лучше или гораздо хуже) или внезапная потеря интереса к любимым занятиям;
  • неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту («я ненавижу дядю Петю», «я не могу ездить в лифте», «я больше не пойду на футбол»);
  • принятие на себя родительской роли в семье (по приготовлению еды, стирке, мытью, ухаживанию за младшими и их воспитанию);
  • неспособность защитить себя, непротивление насилию и издевательству над собой, смирение;
  • отрицание традиций своей семьи вследствие несформированности социальных ролей и своей роли в ней вплоть до ухода из дома (характерно для подростков).

1.5. Изменения самосознания ребенка

  • снижение самооценки;
  • отвращение, стыд, вина, недоверие, чувство собственной испорченности;
  • саморазрушающее поведение – употребление алкоголя, наркотиков, проституция, побеги из дома, пропуски учебных занятий, чрезмерно частая подверженность разнообразным несчастным случаям;
  • мысли, разговоры о самоубийстве, суицидальные попытки.

1.6. Появление невротических и психосоматических симптомов

  • беспокойность при нахождении рядом с определенным человеком;
  • боязнь оставаться в помещении наедине с определенным человеком/либо иными лицами;
  • сопротивление прикосновениям, нежелание чтобы ребенка целовали, обнимали или до него дотрагивался определенный человек;
  • боязнь раздеваться (например, может категорически отказаться от учебных занятий физической культурой или снять нижнее белье во время медицинского осмотра);
  • головная боль, боли в области желудка и сердца;
  • навязчивые страхи;
  • расстройства сна (страх ложиться спать, бессонница, ночные кошмары).

 

2. Причины, по которым ребенок молчит о совершаемом над ним насилии, в значительной степени внушены насильником:

  • страх, поскольку ребенок верит всему, что обещает сделать насильник (прогонит их с мамой из дома, убьет любимую собаку, расскажет всем о каком-либо поступке и т.д.);
  • низкая самооценка (если со мной это происходит, а с другими детьми – нет, значит, я это заслужил);
  • чувство вины (я недостаточно сопротивлялся);
  • отчаяние (никто мне не поверит и не сможет помочь, будет только хуже);
  • стыд (если я расскажу, все отвернутся от меня);
  • отрицание (на самом деле мне не причинили большого вреда);
  • любовь (я люблю этого человека и приношу себя в жертву).

 

3. Как вести себя, если ребенок рассказывает Вам о насилии

  • Отнеситесь к тому, о чем рассказал Вам ребенок, серьезно. Он не будет лгать о пережитом издевательстве, особенно если рассказывает о произошедшем очень эмоционально, с подробностями. Эмоции всегда соответствуют пережитому состоянию.
  • Сохраняйте спокойствие. Ребенок может перестать говорить о случившемся, чтобы оградить Вас от болезненных переживаний.
  • Успокойте и подбодрите пострадавшего ребенка. Объясните, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»).
  • Поощряйте ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ребенку выговориться.
  • Постарайтесь максимально узнать у него точные факты произошедшего. Внимательно относитесь к словам ребенка, не отбрасывая их как нечто невероятное. Даже если факты не имели места, важно понять истоки его фантазии.
  • Будьте внимательны к тому, что может заставить ребенка чувствовать себя некомфортно.
  • Дайте возможность ребенку выплеснуть свои эмоции.
  • Будьте выдержаны, если ребенку трудно открыться Вам эмоционально. Помните, что нужно терпение, поскольку убедить ребенка поверить Вам может оказаться нелегко.
  • Пользуйтесь теми же словами, которые использует ребенок, не делайте ему замечаний за использование непристойных выражений, поскольку для него это может быть единственным способом описать случившееся.
  • Будьте искренними. Повторите ребенку еще раз, что Вы верите тому, о чем он рассказал.
  • Будьте честны. Объясните ребенку, что Вы собираетесь делать дальше, и спросите, согласен ли он с Вашими намерениями («Мне надо сказать кое-кому (педагогу-психологу, педагогу социальному или сотруднику органов внутренних дел) о том, что случилось. Они захотят задать тебе несколько вопросов и помогут сделать так, чтобы ты почувствовал(а) себя в безопасности». Можно дать понять ребенку, что Вы понимаете его чувства, но не должны оставлять ему выбора. Скажите ребенку: «Бывают такие секреты, которые нельзя хранить, если тебе сделали плохо».
  • Не думайте, что ребенок обязательно ненавидит своего противника или сердится на него, ведь он может оказаться и членом семьи/ родителем/опекуном. Терпеливо отвечайте на вопросы и рассеивайте тревоги ребенка.

Действуйте согласно Алгоритма информирования педагогическими работниками родителей, опекунов, попечителей обучающихся и (или) сотрудников органов внутренних дел о наличии признаков насилия в отношении несовершеннолетних

свернуть