Министерство образования Республики Беларусь
Управление по образованию Слуцкого районного исполнительного комитета
Государственное учреждение образования
«Козловичская средняя школа»
.
.
свернуть
Для организации поиска и отбора одаренных детей чаще всего организуется поэтапная, или ступенчатая стратегия диагностики. Последовательная процедура принятия решения в этом случае позволяет снизить опасность ошибок.
На первом этапе отбор осуществляется на основе широкого спектра характеристик одаренности с помощью опросников, организованного наблюдения, различных оценочных процедур, которые должны максимально полно отражать все стороны и проявления одаренности. На втором этапе, а иногда и на последующих, используются все более точные и более специфические диагностические процедуры (в том числе и тесты), соответствующие целям отбора подходящих кандидатов для специальных программ обучения.
Более полное выявление одаренных возможно при организации предварительного стимулирующего обучения: факультативов, кружков, летних школ, в которых дети, интересующиеся какой-либо областью науки, искусства, техники, обсуждают различные проблемы, проводят небольшие исследования, разрабатывают проекты под руководством опытных педагогов и психологов. Это позволяет оценить потенциал тех детей, которые не имели возможности развить способности в своем социальном окружении. При такой организации отборочные процедуры следуют после стимулирующего обучения и учитывают также мнения экспертов, наблюдавших за детьми во время обучения.
При диагностике необходимое максимальной степени использовать информацию, полученную от учителей, родителей, самого ребенка, данные разностороннего тестового обследования, а главное — дополнять эти данные обследованием ребенка, чтобы выяснить не только наличный уровень развития познавательной и личностной сферы, но и его потенциальные возможности.
С учетом вышесказанного могут быть сформулированы следующие принципы выявления одаренных детей (Д.Б. Богоявленская):
Однако и комплексный подход к выявлению одаренности не избавляет полностью от ошибок. В результате может быть «пропущен» одаренный ребенок, или, напротив, к числу одаренных может быть отнесен ребенок, который никак не подтвердит этой оценки в своей последующей деятельности. Однако, в любом случае, необходимо помнить о том, что оценка ребенка как одаренного не должна являться самоцелью. Выявление одаренных детей необходимо связывать с задачами их обучения и воспитания, а также с оказанием им психологической помощи и поддержки.
В данных рекомендациях представлены методы первичной диагностики детской одаренности, а также методики, которые можно использовать при диагностике творческой детской одаренности.
]
]
]
свернуть
- используйте "тайм-ауты", которые необходимы для обеспечения психического и физического благополучия (отдых от работы);
- овладейте умениями и навыками саморегуляции (релаксация, идеомоторные акты, определение целей и положительная внутренняя речь способствуют снижению уровня стресса, ведущего к выгоранию);
- займитесь профессиональным развитием и самосовершенствованием (одним из способов предохранения от СЭВ является обмен профессиональной информацией с представителями других служб, что дает ощущение более широкого мира, нежели тот, который существует внутри отдельного коллектива, для этого существуют различные способы - курсы повышения квалификации, конференции и пр.);
- уходите от ненужной конкуренции (бывают ситуации, когда ее нельзя избежать, но чрезмерное стремление к выигрышу порождает тревогу, делает человека агрессивным, что способствует возникновению СЭВ);
- вовлекайтесь в эмоциональное общение (когда человек анализирует свои чувства и делится ими с другими, вероятность выгорания значительно снижается или процесс этот оказывается не столь выраженным);
- поддерживайте хорошую физическую форму (не стоит забывать, что между состоянием тела и разумом существует тесная связь: неправильное питание, злоупотребление спиртными напитками, табаком, уменьшение веса или ожирение усугубляют проявления СЭВ).
- старайтесь рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;
- учитесь переключаться с одного вида деятельности на другой;
- проще относитесь к конфликтам на работе;
- не пытайтесь быть лучшим всегда и во всем.
Источники: 1. Феномен "выгорания" в зарубежной психологии: эмпирические исследования.// Орел В.Е. - 2001; 2. Синдром "эмоционального сгорания" как показатель профессиональной дезадаптации учителя.// Форманюк Т.В. - с. 6. - 1994 г
.
.
свернуть
К чему приводит безответственность?
Безответственность приводит к нарушению порядка в делах. Она затрудняет производственный процесс, проявляется в нарушении дисциплины, техники безопасности труда, снижает эффективность производства, а иногда – приводит к несчастным случаям. У учащихся безответственность может проявляться, например, в отношении к учебе, одноклассникам, родителям, членам семьи. Это может завершиться отчислением из школы за неуспеваемость, плохим самочувствием родителей, потерей друзей и прочими нежелательными последствиями.
Условия воспитания ответственности у школьников?
При воспитании ответственности необходимо дать понять, что отношение окружающих к школьнику будет хорошим тогда, когда он будет проявлять свою организованность, готовность выполнить просьбу друга, задание учителя, требование родителей. При этом указывать, что человек живет в обществе, в котором все люди между собой связаны. Если относиться безответственно к жизни, то человеку будет трудно надеяться на свое будущее. Школьнику нужно определить зоны ответственности и регулировать его поведение. Напоминать учащемуся о том, что его здоровье и жизнь имеют важнейшую ценность и для него самого, для родных и близких. Показывать примеры и последствия безответственности. В то же время демонстрировать случаи проявления ответственности в обычных и экстремальных жизненных ситуациях. Для этого можно использовать, телевидение, киноискусство и другие средства, которые ярко и выразительно демонстрируют значение ответственности.
Проанализировать ситуации вместе с учащимся, где он или его одноклассники, родные, знакомые проявили безответственность или наоборот большую ответственность. Можно детям дарить домашних животных и научить ухаживать за ними. Давать им поручения оказывать помощь пожилым людям на улице, в транспорте. Проверять выполнение поручений, которые даются детям.
Как проверить наличие ответственности у учащихся?
Чтобы проверить насколько ответственным является тот или иной учащийся, нужно дать ему любое посильное поручение и понаблюдать, как он его выполнит. Если он будет отказываться от поручения, значит сразу можно сказать, что ответственность еще у него не сформирована. В том случае, когда ребенок за выполнение поручения, но делает его кое-как, можно констатировать невысокий уровень. Наиболее ответственный ученик проявится тем, что поступит решительно: сразу согласится и возьмется за выполнение поручения, сделает его в точном соответствии с требованиями, согласно установленному сроку. Именно решительность в принятии действий свидетельствует о наличии ответственности в личности.
Источник:psichov.net
свернуть