Профориентация

План тыдня прафарыентацыі

развернуть

 

“Шляхі атрымання прафесійнай адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь”

 

№ п/п

Дата

Мерапрыемства

Клас

Адказны

1.

19.10.20

Інфармацыйнагя гадзіна “Шляхі атрымання прафесійнай адукацыі ў Рэспубліцы Беларусь”

9 - 11

Класныя кіраўнікі

2.

20.10.20

Віртуальная экскурсія “Свет прафесій”

1-4

Класныя кіраўнікі

3.

20.10.20

КТС “Прафесіі маіх бацькоў”

1-4

Класныя кіраўнікі

4.

21.10.20

Дыягностыка “Выбар прафесіі”

5-11

Педагог-псіхолаг

5.

22.10.20

Віктарына “Прафесія маёй мроі”

9-11

Класныя кіраўнікі

6.

23.10.20

Класная гадзіна “Мая дарога ў будучыні”

9-11

Класныя кіраўнікі

7.

19.10.20-23.10.20

Тэматычная выстава “У свеце прафесій”

1-11

Бібліятэкар

 

 
свернуть

ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ

Информация для учащихся, родителей, педагогов по профориентации
развернуть

 

www.edu.gov.by

 

Министерство образования Республики Беларусь в рубрике «Поступающим» предлагает информацию о правилах приема, курсах для поступающих, программы вступительных испытаний

www.mintrud.gov.by

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь в рубрике «Рынок труда. Занятость населения» предлагает общереспубликанский банк вакансий, актуальные вакансии и резюме

www.ripo.unibel.by

Республиканский институт профессионального образования предлагает информацию об учреждениях среднего специального образования

www.rcpom.edu.by

Республиканский центр профессиональной ориентации молодежи в рубрике «Выбираем профессию» предлагает правила выбора профессии, мини-профессиограммы, медицинские показания и противопоказания

www.rikz.unibel.by

Республиканский институт контроля знаний дает полную информацию по проведению централизованного тестирования

www.nihe.bsu.by

Республиканский институт высшей школы предлагает общегосударственный классификатор республики Беларусь "Специальности и квалификации" ОКРБ 011-2009 (актуальная информация)

 

Интернет-ресурсы по профориентации для учащихся

www.rabochie-raznyh-spetsialinostej.freeads.by

Информационный блок по рабочим разных специальностей (вакансии, з/пл)

www.careerjet.by

Мировая система поиска работы

www.kudapostupat.by

Информация о средних специальных учебных заведениях в Республике Беларусь

www.ripo.unibel.by

Информация по профессионально-техническому образованию в Республике Беларусь

www.abiturient.by

Каталог ВУЗов, информация о вступительной кампании

 

Система профессионального образования Минской области

http://sptk.by/   Учреждение образования «Слуцкий государственный колледж»

http://sgspl.by/  Учреждение образования «Слуцкий государственный сельскохозяйственный профессиональный лицей»

http://www.slutskmedkol.by/   Учреждение образования «Слуцкий государственный медицинский колледж»

 

Профориентация (куда пойти учиться) на сайте Национального института образования      https://adu.by/ru/ucheniky/kuda-pojti-uchitsya.html 

 

 

свернуть

ОШИБКИ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ 

Отождествление профессии со школьным предметом Ориентация на мнение случайных людей Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней Выбор профессии «за компанию» Недостаточный учет своих способностей Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо Игнорирование медицинских противопоказаний Отсутствие запасных вариантов выбора  
развернуть
  1. Отождествление профессии со школьным предметом.

Нет таких профессий, как физик, историк или литератор! Это области знания и направления, по которым можно продолжить образование, но отнюдь не сами профессии и тем более не должности. Кем может стать, например, человек, получивший образование по направлению «русский язык и литература»? Учителем в школе? Литературным редактором? Писателем? Работником библиотеки? Корректором (работником, ликвидирующим орфографические и грамматические ошибки в готовящихся к печати текстах)? Научным сотрудником в Институте лингвистических исследований? Преподавателем русского языка для иностранцев? Это все разные профессии, и все они не очень-то похожи на ту работу, которую выполняют на уроках литературы школьники. А такой должности, как, скажем, «географ», в современном обществе нет в принципе: можно быть геологом, картографом, геодезистом, учителем географии в школе, но не географом как таковым. Ведь это не профессия, а лишь область знаний и учебный предмет, которым нужно хорошо овладеть для получения некоторых профессий.

Даже если вашему ребёнку очень нравится какой-то школьный предмет, из этого еще не следует, что понравится и связанная с ним работа. Одно дело — эмоционально обсуждать на уроках поступки литературных героев, совсем другое — зарабатывать на жизнь тем, что читать каждый день сотню страниц текста готовящихся к печати книг, исправлять в них все орфографические ошибки и редактировать неудачные фразы.

Помните, что школьный предмет – это еще не профессия.

  1. Ориентация на мнение случайных людей, имеющих весьма смутные представления о той профессии, к выбору которой они подталкивают вашего ребёнка.

Порой окружающие очень любят раздавать советы, кому и кем быть, даже если их собственные представления о мире профессий ограничиваются лишь бытовыми, стереотипными суждениями. В принципе, дать обоснованный совет, подходит ли человеку какая-либо профессия, может лишь тот, кто очень хорошо знает и ее саму (обладает опытом работы в этой сфере), и человека. Дельный совет призван давать тот, кто специально изучал мир профессий и принципы их выбора, как, например, психолог-профконсультант. Да и тот вряд ли возьмет на себя смелость предписывать конкретную профессию человеку, обратившемуся к нему за советом; скорее он ограничится рекомендацией обратить внимание на определенную их группу. Ведь, как гласит народная мудрость, нельзя советовать в двух вопросах: с кем человеку быть и кем ему быть.

А как вы думаете, чем руководствуются люди, любящие раздавать советы о том, что предпочесть? Далеко не всегда это желание оказать реальную помощь, даже если вашему ребёнку настоятельно советуют ваши же родственники или близкие друзья. Порой это продиктовано стремлением реализовать через ребёнка какие-то свои амбиции. «Ну ладно, из меня спортсмен не получился, но уж сына-то я чемпионом сделаю!» Или, как ни печально, банальная человеческая зависть: «Как это — меня в художественное училище не взяли, а моя подружка туда поступит?! Уговорю-ка я ее учиться не на художника, а на маляра».

Вряд ли стоит прислушиваться к советам по поводу выбора профессии, исходящим от тех, кто толком не знает ни вашего ребёнка, ни рекомендуемой профессии...

 

  1. Выбор профессии по внешнему впечатлению о ней, без учета того, чем реально предстоит заниматься большую часть рабочего времени.

Во многих видах деятельности на виду оказывается лишь «вершина айсберга», но не столь заметна гигантская подготовительная работа, которую приходится проделывать, чтобы на эту вершину попасть.

Например, для спортсмена успешное выступление на соревновании — момент триумфа. Он становится известным, ему аплодируют, именно в этот момент его запечатлевают телекамеры. Однако зрители куда реже видят всю ту гигантскую «черновую» тренировочную работу, которую нужно было проделать, чтобы попасть на эту вершину. Типичный рабочий день спортсмена — это не выступление на Олимпиаде, а многочасовые утренние и вечерние тренировки, порой очень изнурительные. Соревнования в реальности занимают не более 10% рабочего времени спортсмена, однако, если судить только по телевизионным кадрам, может показаться, будто они только и делают, что соревнуются. Подобная же картина наблюдается и во многих других специальностях. Даже у учителя на виду проходит всего половина рабочего времени, остальное — это подготовка к занятиям, проверка работ учеников, заполнение журнала, педагогические советы, работа с литературой и тому подобные моменты, которых ученики обычно не видят. И если девушка выбирает эту профессию, мечтая, что она все рабочее время будет проводить с детьми, — разочарования ей не избежать. Бывают и более курьезные варианты: например, поступает молодой человек в институт радиоинженеров, будучи уверенным, что станет ди-джеем, ведущим в прямом эфире передачи на «Русском радио». И сильно удивляется, когда из него начинают готовить не радиоведущего, а сугубо технического специалиста по средствам связи. А куда ты поступал, дружок? На радиоинженера. Вот инженера из тебя и готовят, а не артиста разговорного жанра.

Выбирая профессию, нельзя обращать внимание только на ее внешнюю, привлекательную сторону, нужно узнать как можно больше о содержании труда.

 

  1. Выбор профессии «за компанию».

Это весьма распространенная ситуация. Многие люди руководствуются принципом: «Мой друг хочет получить определенную профессию — значит, и мне нужно». Иногда этот выбор может оказаться удачным — ведь дружат и собираются в компании, как правило, люди с более или менее схожими способностями и интересами. Однако чаще все же получается иначе: выбранная таким образом профессия более или менее подходит тому, кто оказывается инициатором (ведь для него это сознательный выбор), а вот его компаньонам — не очень.

Кстати, часто выбор профессии «за компанию» связан с тем, что молодой человек недостаточно уверен в себе, не готов взять на себя ответственность за свой шаг. Неопределенность жизненной перспективы вызывает тревогу, а принимать какое-либо решение все равно приходится. И в такой ситуации хочется быть рядом с тем, кто в себе уверен, кто уже все решил и убежден в правильности намеченного. А дальше все зависит от удачи: если повезло и избранная ради компании профессия отвечает интересам и способностям человека, то все складывается хорошо, а если нет — уже через год-полтора учебы в вузе, техникуме или колледже возникает разочарование, недовольство, желание «начать все с белого листа».

Если профессия нравится другу вашего ребёнка  - из этого ещё не следует, что она понравится и ему.

 

  1. Недостаточный учет своих способностей.

Великий русский баснописец И. А. Крылов в басне «Скворец» говаривал так:

У всякого талант есть свой;

Но часто, на успех прельщаяся чужой,

Хватается за то иной,

В чем он совсем не годен.

А помните «Моцарта и Сальери» А. С. Пушкина? Сальери музыкальными талантами не блистал, но «усильем, напряженным постоянством... сделался ремесленник» и даже получил на этом поприще известность. Но при встрече с действительно талантливым Моцартом он почувствовал свою полную несостоятельность, испытал жгучую зависть и не нашел ничего лучшего, чем отравить своего конкурента. Конечно, этот литературный пример в историческом смысле неточен, легенда об отравлении Моцарта, по данным современной науки, подтверждения не находит. Однако описанная ситуация противоречия упорства и таланта в том или ином виде встречается в жизни многих людей. При огромном желании, потратив много времени и колоссальные силы, можно стать специалистом даже в том, к чему у вашего чада способностей нет совершенно (в конце концов, Сальери тоже стал композитором!). Вот только весьма посредственным. А будь эти усилия приложены к тому, что соответствует способностям, достигнутые результаты оказались бы куда лучше. Говоря языком физики, чем больше способности к какому-либо виду деятельности, тем выше у вашего ребёнка будет коэффициент полезного действия при обучении и работе по соответствующей специальности.

Делать своей профессией целесообразно то, что у вас хорошо получается. Это звучит банально, но почему-то иногда упускается из виду.

 

  1. Перенос отношения к человеку на отношение к его профессии.

Бывает, что профессия начинает нравиться потому, что ею обладает человек, который симпатичен подростку. Скажем, юноша решает пойти учиться на геолога, потому что среди знакомых его семьи есть один геолог — колоритный бородатый дядечка, увлекающийся путешествиями, объездивший полмира и очень красочно рассказывающий обо всем увиденном. И уже поступив на такую специальность в вуз, молодой человек мало-помалу обнаруживает для себя, что труд геолога отнюдь не сводится к путешествиям и предполагает достаточно много «кабинетной» работы. А если геологи в рабочее время и путешествуют, то, как правило, не в Таиланд или на Тибет, а куда-нибудь в глухую сибирскую тайгу, на разведку нефтяных месторождений. Молодого человека ничего из этого, как выясняется, не интересует и не отвечает его способностям. Путешествия же, которые столь ярко живописал знакомый, вообще не связаны с его профессией, он предпринимал их за собственные деньги, во время отпусков. Интерес к знакомому с его досужими рассказами (по сути — к стилю жизни этого человека) был ошибочно принят за интерес к профессии.

А бывает и наоборот: одна-единственная встреча с неприятным, отталкивающим представителем какой-либо профессии может настроить человека против этого рода занятий как такового. Например, кто-то очень хотел быть врачом, интересовался медициной и обоснованно считал, что способен ее освоить. Но потом попал ненароком в больницу, где его лечащий врач оказался грубым, хамоватым и некомпетентным. Вполне возможно, что после этого будет решено: «Не пойду в медицину — не хочу быть похожим на него!» Но ведь вполне возможна и прямо противоположная реакция: «Пойду в медицину, чтобы стать хорошим врачом, ничем не похожим на этого!» Внешние обстоятельства еще не предопределяют поведение — человек сам решает, какие выводы из них сделать.

«Хороший человек» — это не профессия, если ребёнку симпатичен кто-то, это еще не значит, что нужно выбирать ту же профессию, какой обладает объект симпатии.

 

  1. Выбор исключительно по признаку престижности.

Например, некоторые молодые люди выбирают, основываясь на этом признаке, экономическое образование. И не учитывают того, что деятельность в такой области, как правило, требует весьма специфичных качеств характера — например, предельной пунктуальности и устойчивости к однообразной, монотонной деятельности. Работать бухгалтером или операционистом в банке не значит ворочать миллионами. Это предполагает каждодневное скрупулезное оформление огромного количества финансовых документов. А ошибешься — расплачиваться будешь из своего кармана. Впрочем, не следует думать, будто такая работа «плохая» или неинтересная; у некоторых людей есть тяга и способности именно к ней, да и потребность общества в специалистах подобного профиля высока, им неплохо платят. Вот только вряд ли получится хороший работник из того, кто пошел изучать экономику не потому, что чувствует в себе интерес и способности именно к такой деятельности, а потому, что это «круто». Бывает и обратная ситуация: человек чувствует в себе призвание к какой-нибудь деятельности и хочет ей заниматься, но отказывается от своего намерения, потому что это, как считает его окружение, непрестижно.

Нет престижности самой по себе, говорить о ней имеет смысл только в связи с определенным кругом общения. А начнешь общаться с другими людьми, то в их глазах, вероятнее всего, престижными окажутся совершенно иные виды занятий. Что же теперь — всю жизнь под них и подстраиваться? Нужно помнить и о том, что угодить всем окружающим сразу не удастся в любом случае: кто-нибудь непременно останется недоволен. «Престижность/непрестижность» — критерий слишком зыбкий, чтобы ориентироваться на него при принятии решений, определяющих дальнейшую судьбу вашего ребёнка. Кроме того, престижность зачастую прямо противоположна реальной востребованности деятельности на рынке труда: молодые люди склонны приобретать очень редкие, экзотические профессии, а потом оказываются глубоко разочарованными, не сумев найти такую работу.

 

  1. Выбор вопреки, назло чему- или кому-либо.

«Говорят родители и друзья, что мне медведь на ухо наступил.— ну, ничего, вот увидят меня на эстраде, посмотрим, что тогда скажут!» Наверное, говорили примерно следующее: «Ну и дурак! Ему медведь на ухо наступил, а он зачем-то выставляет это на всеобщее обозрение!» Если же говорить серьезно, случаев, когда выбор рода занятий вопреки каким-либо барьерам и ограничениям приводит к жизненному успеху, совсем немного. Например, иногда таковыми оказываются истории, когда инвалид, имеющий серьезные ограничения физических возможностей, не сидит дома и не жалуется на судьбу, а бросает вызов жизненным обстоятельствам, профессионально занявшись спортом. Вполне возможно, ему удастся добиться на этом поприще успехов и победить в специальных соревнованиях для людей с ограниченными возможностями (проводятся даже специальные параолимпийские игры для таких людей), но если и нет — все равно он перейдет от пассивной и беспомощной жизни к активной, осмысленной и интересной.

Впрочем, в большинстве областей человеческой деятельности подход «заниматься тем, в чем мои возможности наиболее ограничены», не оправдан.

Выбор профессии — дело, существенно влияющее на судьбу человека, и не очень умно совершать его «назло» кому-нибудь или чему-нибудь.

  1. Игнорирование медицинских противопоказаний.

Повышенные требования к здоровью в целом или к отдельным его аспектам предъявляют очень многие профессии, а совершенно здоровых людей, к сожалению, не так уж и много. Связанные с этим сложности вероятны не только в таких профессиях, как летчик или пожарный, но и в более «приземленных» видах деятельности. Вот некоторые группы самых распространенных противопоказаний.

  1. Зрение. С ним связано очень много противопоказаний: например, людям, страдающим близорукостью и вынужденным носить очки, крайне нежелательно заниматься любой работой, где требуется рассматривать мелкие детали или часто наклонять голову вниз.
  2. Слух. При серьезных нарушениях слуха противопоказано большинство профессий, в которых подразумевается интенсивное устное общение или требуется реагировать на какие-либо звуки.
  3. Дыхательная система. При ее заболеваниях, особенно при астме, крайне нежелательно работать в условиях повышенного содержания в воздухе пыли, дыма, каких-либо химических веществ. Эти же противопоказания касаются и людей, организм которых склонен к аллергическим реакциям.
  4. Опорно-двигательный аппарат. Естественно, людям с существенными нарушениями опорно-двигательного аппарата не стоит выбирать профессии, подразумевающие высокую двигательную активность. При выраженных нарушениях осанки и сильном плоскостопии противопоказаны профессии, где приходится проводить много времени, стоя на ногах (например, повар или продавец-консультант в отделе, где персоналу запрещается работать сидя). Этот список далеко не полный.

Если профессия предъявляет повышенные требования к состоянию здоровья, то перед обучением ей или перед трудоустройством подрстку нужно будет пройти медицинскую комиссию, иногда довольно строгую. Бывает, молодые люди воспринимают это как искусственно созданные барьеры или считают, что «болячки — удел стариков». Но на самом деле подобные ограничения вполне оправданы, и обусловлены они в первую очередь заботой о здоровье тех, кто готовится к работе. Так что пусть даже такая медкомиссия не предусмотрена, все равно имеет смысл проконсультироваться с врачом, если имеются хоть малейшие сомнения по поводу того, насколько интересующая ребёнка профессия совместима с его здоровьем.

Желательно проконсультироваться с врачом, насколько интересующие ваше чадо профессии совместимы с его состоянием здоровья.

 

  1. Отсутствие запасных вариантов выбора.

Необходимо всегда иметь несколько возможных вариантов продолжения обучения и работы, чтобы, если не подошел один из них, всегда располагать запасным вариантом действия. Не все желания и жизненные планы сбываются. Скажем, не удается поступить в тот вуз, куда хотелось бы. Можно воспринять непоступление как крушение всех жизненных планов и надежд, а можно получить среднее специальное образование, а потом поступить сразу на второй или третий курс вуза. В некоторые профессии путь, возможно, окажется закрыт в связи с тем, что возникнут проблемы со здоровьем. Перед тем, кто не мыслит свое будущее вне связи с интересующей сферой, встает выбор: или отказаться от своей мечты, или все равно «пробиваться», находя способ обойти ограничения. Первый вариант может сделать человека несчастным надолго, если не навсегда, второй — окончательно лишить здоровья. Тот же, у кого есть на примете и другие варианты профессионального развития, сможет подойти к этой ситуации более гибко. Например, найти себе какую-то схожую профессию, требования к здоровью в которой менее жесткие.

В жизни много случайностей, все предвидеть немыслимо. Чтобы остаться «на плаву» при любых обстоятельствах, важно предусматривать запасные варианты профессионального самоопределения.

 

Уважаемые родители! Помогите своему ребёнку сделать правильный выбор!

Помните, выбирая профессию – мы выбираем будущее!

Удачного Вам решения вопросов самоопределения Вашего ребёнка!

P.S. По вопросам самоопределения Вы или ваш ребёнок может получить консультацию у школьного педагога-психолога или в Республиканском центре профориентации молодёжи. Сайт: http://rcpom.edu.by

 

свернуть

ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ  по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих)

В государственном учреждении образования «Козловичская средняя школа» в 2018/2019 учебном году организованы учебные занятия по трудовому обучению по программе профессиональной подготовки рабочих (служащих) «Агент по туризму»в X классе.
развернуть

 

Организация занятий в учреждении образования по трудовому обучению в X классе осуществляется по I модели.

Образовательный процесс по учебному предмету «Трудовое обучение» организован согласно нормативным документам Министерства образования Республики Беларусь.

В 2018/2019 учебном году пять учащихся 10 класса (весь класс) изучали данный предмет. В изучении предмета предусмотрены как теоретические, так и практические занятия.

Учебный предмет «Трудовое обучение» включен в расписание учебных занятий. Так изучение предмета, согласно расписанию, организовано в четверг 6 и 7 уроком, в субботу 1,2,3,4 уроком.

Педагогические работники, организующие преподавание учебного предмета «Трудовое обучение», имеют высшее образование.

Радюк Татьяна Александровна закончила БГУФК «Институт туризма» по специальности «Специалист в сфере туризма» в 2013 году. Также в 2018 году окончила факультет ИПКиПК БГПУ им.М.Танка по специальности «Педагог дошкольного образования».

Фурманец Ирина Игоревна, окончила в 2011 году БГПУ им. М.Танка по специальности «Учитель истории и социально-политических дисциплин», имеет вторую квалификационную категорию. В 2018 году получила свидетельство Национального агенства по туризму о том, что имеет право проводить экскурсии на территории РБ. Свидетельство № 002517 от 26.01.2018.

Для проведения учебных занятий используется кабинет, в котором имеется компьютер с выходом в интернет.

Учащиеся школы в рамках учебного предмета организуют экскурсии, проводят презентации. Изучают туристические объекты Республики Беларусь, других стран мира. Разрабатывают экскурсионные маршруты. Предлагают экскурсионные поездки для учащихся школы.

 

.

свернуть

Интересная информация

развернуть

Профориентация