Информатизация образовательного пространства

Образовательный контент

развернуть

Воспользуйтесь видеотекой данных ресурсов 

 

 

 

 

 

свернуть

Нормативная база

развернуть

Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь «Об использовании современных информационных технологий в учреждениях дошкольного, общего среднего и специального образования в 2020/2021 учебном году»


Концепция цифровой трансформации процессов в системе образования Республики Беларусь на 2019-2025 годы


Закон Республики Беларусь от 10 мая 2007 г. № 225-З «О рекламе»


Закон Республики Беларусь от 10 ноября 2008 г. № 455-З «Об информации, информатизации и защите информации»


Закон Республики Беларусь от 17 мая 2011 г. № 262-З «Об авторском праве и смежных правах»


Закон Республики Беларусь от 11 мая 2016 г. № 362-З «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь»


Закон Республики Беларусь от 8 ноября 2018 года № 143-З «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «Об электронном документе и электронной цифровой подписи»


Указ Президента Республики Беларусь от 1 февраля 2010 г. № 60 «О мерах по совершенствованию использования национального сегмента сети Интернет»


Указ Президента Республики Беларусь от 16 апреля 2013 г. № 196 «О некоторых мерах по совершенствованию защиты информации»


Указ Президента Республики Беларусь от 23 января 2014 г. № 46 «Об использовании государственными органами и иными государственными организациями телекоммуникационных технологий»


Указ Президента Республики Беларусь от 18 сентября 2019 г. № 350 «Об особенностях использования национального сегмента сети Интернет»


Указ Президента Республики Беларусь от 16 декабря 2019 г. № 461 «Об изменении Указа Президента Республики Беларусь»


Постановление Совета Безопасности Республики Беларусь от 18 марта 2019 г. № 1 «О Концепции информационной безопасности Республики Беларусь»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 2009 г. № 673 «О некоторых мерах по реализации Закона Республики Беларусь «Об информации, информатизации и защите информации» и о признании утратившим силу некоторых постановлений Совета Министров Республики Беларусь»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 644 «О некоторых вопросах совершенствования использования национального сегмента глобальной компьютерной сети Интернет»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 апреля 2010 г. № 645 «О некоторых вопросах интернет-сайтов государственных органов и организаций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 11 февраля 2006 г. № 192»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23 ноября 2018 года № 850 «Об утверждении Положения о порядке предварительной идентификации пользователей интернет-ресурса, сетевого издания»


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 января 2021 года № 57 «О Государственной программе «Образование и молодёжная политика» на 2021-2025 годы


Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 2 февраля 2021 года № 66 «О Государственной программе «Цифровое развитие Беларуси» на 2021-2025 годы


Постановление Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28 июня 2013 г. № 59 «Об утверждении Санитарных норм и правил «Требования при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами», Гигиенического норматива «Предельно допустимые уровни нормируемых параметров при работе с видеодисплейными терминалами и электронно-вычислительными машинами»


Постановление Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь и Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 19 февраля 2015 г. № 6/8 «Об утверждении Положения о порядке ограничения доступа к информационным ресурсам (их составным частям), размещенным в глобальной компьютерной сети Интернет»


Постановление Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь, Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, Министерства информации Республики Беларусь от 3 октября 2018 года № 8/10/6 «Об утверждении Положения о порядке ограничения (возобновления) доступа к интернет-ресурсу»


Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 18 февраля 2015 г. № 6 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и хранения сведений о посещаемых пользователями интернет-услуг информационных ресурсах»


Постановление Министерства связи и информатизации Республики Беларусь от 13 мая 2016 г. № 5 «О перечне мероприятий в сфере информатизации»


Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 1 ноября 2018 года № 109 «Об утверждении учебной программы факультативного занятия «Творческая деятельность в среде программирования Scratch» для учащихся II–IV классов учреждений образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования»


Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 18 июня 2010 г. № 47 «О некоторых вопросах регистрации доменных имен в пространстве иерархических имен национального сегмента сети Интернет»


Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 30 августа 2013 г. № 62 «О некоторых вопросах технической и криптографической защиты информации»


Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 28 марта 2014 г. № 26 «Об утверждении Положения об основах использования государственными органами и организациями республиканской платформы, действующей на основе технологий облачных вычислений»


Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 26 февраля 2015 г. № 16 «О некоторых вопросах регистрации доменных имен»


Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 2 ноября 2018 г. № 177 «О внесении изменений и дополнений в приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 17 декабря 2010 года № 92»


Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 6 декабря 2019 г. № 408 «Об изменении приказов Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 2 августа 2010 г. № 60 и от 17 декабря 2010 г. № 92»


Приказ Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь от 16 ноября 2020 г. № 206 «Об изменении приказа Оперативно-аналитического центра при Президенте Республики Беларусь  от 17 декабря 2010 г. № 92»

свернуть

Сопровождение сайта учреждения образования

развернуть

Информационные ресурсы и системы МОИРО

развернуть

Особенности использования дистанционных технологий в практике работы учреждения образования

развернуть

Интернет-сервисы для организации индивидуального обучения учащихся с использованием информационно-коммуникационных технологий

развернуть

Обзор основных платформ для дистанционного обучения

развернуть

Сервисы Google:

Google Drive – веб-сервис хранения, редактирования и синхронизации файлов.

Инструкция

Google Sites – бесплатный конструктор сайтов, использующий технологию вики. Один из мощнейших инструментов Google для размещения и публикации информации. Пользователи могут добавлять информацию на сайт из других приложений Google.

Blogger – бесплатный веб-сервис для создания блогов. В процессе создания блога пользователи могут добавлять информацию из других приложений Google.

Google Classroom - бесплатный сервис для учебных заведений и пользователей личных аккаунтов Google. Веб-приложение позволяет создавать курсы, а также назначать и проверять задания. Он экономит преподавателям время, упрощает организацию учебного процесса и коммуникацию с учащимися.

Как создать и распределить задания в Google Classroom (видео)

Как создать структуру курса и зачем она нужна (видео)

 

Сервисы Яндекс:

Яндекс Диск – веб-сервис, позволяющий пользователям хранить свои данные на серверах в облачном хранилище и передавать их другим пользователям в Интернете. Работа построена на синхронизации данных между различными устройствами.

 

Электронные дневники/журналы, платформы для создания сайта:

Schools.by

Знай.бай

 

Онлайн-конструкторы:

Stepik - образовательная платформа и конструктор бесплатных открытых онлайн-курсов и уроков.

Online Test Pad - бесплатный функциональный онлайн-конструктор курсов, тестов, опросов, кроссвордов, логических игр. Данный ресурс позволяет организовать методическое мероприятие в дистанционной форме. При этом пользователю не потребуется регистрация, но он будет идентифицирован в системе. Также на сайте существует возможность загрузки медиа-файла на проверку преподавателю.

Effor - белорусская образовательная платформа, которая позволяет всем учителям дистанционно формировать цифровые учебные задания для всех учащихся, а также анализировать качество усвоения учебного материала и планировать образовательную программу. Учащиеся могут выполнять назначенные задания, просматривать результаты и выполнять работу над ошибками. Образовательная платформа содержит более 100 тысяч зданий по различным предметам и классам. Также платформа содержит специальные наборы подготовки к экзаменам и централизованному тестированию, задания для ключевых компетенций учащихся.  

Инфоурок - онлайн-платформа, которая предоставляет пользователям в бесплатном доступе инструменты для проведения дистанционных занятий с учениками: наглядная демонстрация учебного материала, видеосвязь с учениками, осуществление контроля знаний с возможностью создания проверочных работ и тестов, а также с возможностью проверять домашние работы в онлайн-формате. «Инфоурок» предоставляет в открытом доступе материалы по различным учебным предметам: видеолекции, презентации, видеоролики, тесты и др.

 

Виртуальные доски:

Lino - универсальный онлайн-сервис для работы с заметками, стикерами, фото, видео, которые организованы в один виртуальный стол, позволяющий создавать доски объявлений, совместные проекты класса, организовывать и проводить различного рода исследования, рефлексию процесса и коммуникацию с учащимися.

Инструкция

Сервис для создания виртуальных досок Lino (скринкаст)

 

Система дистанционного обучения Moodle:

Moodle - свободно распространяемая система построения образовательного контента для организации дистанционного обучения.

Ниже представлены инструкции и скринкасты по работе в Moodle 3.7.

Регистрация в системе и запись на курс (инструкция, на примере работы слушателей повышения квалификации)

Элементы и ресурсы курса (инструкция)

Оценки, участники, аккаунт (инструкция)

Редактирование разделов курса (скринкаст)

Публикация файлов и папок на странице курса (скринкаст)

Создание гиперссылок и публикация видео на курсе (скринкаст)

свернуть

Обзор платформ для онлайн-трансляций

развернуть
Navek Meet - бесплатный белорусский сервис для проведения веб-конференций и видеотрансляций. Платформа не имеет ограничений на бесплатное использование и предлагает неограниченные встречи с неограниченным количеством минут до 50 участников.
 
Zoom – бесплатная онлайн-платформа для проведения веб-конференций и видеотрансляций. Сервис не имеет ограничений на создание веб-комнат. Также на бесплатной основе можно проводить веб-конференции, длительностью до 40 мин., максимальное количество пользователей в одной веб-комнате – 100.

 

Skype - бесплатное программное обеспечение, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет между компьютерами. Совсем недавно Skype запустил удобную возможность видеообщения Meet Now. Создавать чаты или присоединяться к ним можно без учётной записи в приложении. Чтобы воспользоваться Meet Now, загружать приложение не нужно, т.к. функция работает через браузер. Кроме того, ни организаторам звонков, ни приглашённым участникам не обязательно иметь аккаунт Skype. Если приложение уже установлено, можно начать звонок через него и добавлять людей как из списка контактов, так и тех, у кого оно не установлено. Время действия пригласительных ссылок не ограничено — как и функционал звонков Meet Now. Здесь доступны и чат, и размытие фона, и демонстрация экрана, и запись звонков. Записи хранятся в течение 30 дней.
 
YouTube - видеохостинг, предоставляющий пользователям бесплатные услуги хранения, доставки и показа видео. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и делиться с другими пользователями видеозаписями.
 
Discord - бесплатное приложение для голосового, видео- и текстового общения. Максимальное количество пользователей в видеобеседе составляет 50 человек, ограничения на длительность вещания и количество виртуальных комнат нет.

 

свернуть

Приложения для разработки и демонстрации учебного материала

развернуть
YouTube - видеохостинг, предоставляющий пользователям бесплатные услуги хранения, доставки и показа видео. Пользователи могут добавлять, просматривать, комментировать и делиться с другими пользователями видеозаписями.
 
Microsoft Office - офисный пакет приложений, в состав которого входит программное обеспечение для работы с различными типами документов (текстами, электронными таблицами, мультимедийными презентациями), для обработки и визуализации первичных табличных данных, создания интерактивных презентаций со сложной анимацией.
 
Google Docs - бесплатный онлайн-офис, включающий текстовый, табличный процессор, а также сервис для создания презентации. Созданные ресурсы размещаются в облачном хранилище данных и могут быть экспортированы как файл Microsoft Office. При загрузке документов Microsoft Office в «облако» они преобразуются в документы Google. Документы Google можно редактировать вместе с другими пользователями в режиме реального времени. Также доступна функция голосового набора текста.
 
123apps - бесплатные веб-приложения для обработки аудиовизуального материала. Ресурс включает онлайн-видеоредактор, который позволяет обрезать, кадрировать, поворачивать и сохранять загруженное видео в различные форматы. Аудиоредактор дает возможность склеить несколько треков в один, отредактировать звук в различных тайм-кодах, применить функции плавного увеличения громкости в начале и затухания в конце обрезанного клипа. Ресурс также содержит онлайн-конвертер, который позволяет преобразовать данные из одного формата в другой с возможностью изменения настроек конвертации, видео- и аудиорекордер, а также различные средства для работы с PDF-документами и различными архивами.
свернуть

Веб-приложения для проверки знаний

развернуть
Online Test Pad - бесплатный функциональный онлайн-конструктор курсов, тестов, опросов, кроссвордов, логических игр. Данный ресурс позволяет организовать методическое мероприятие в дистанционной форме. При этом пользователю не потребуется регистрация, но он будет идентифицирован в системе. Также на сайте существует возможность загрузки медиа-файла на проверку преподавателю.
 
LearningApps - бесплатное приложение Web 2.0 для поддержки обучения и процесса преподавания с помощью интерактивных модулей. Существующие модули могут быть непосредственно включены в содержание обучения. Также их можно изменять или создавать в оперативном режиме. Упражнения LearningApps могут быть использованы при работе с интерактивной доской или другими устройствами. Для этого не требуется установка специального программного обеспечения. Работа осуществляется непосредственно в браузере (при подключенном к компьютеру интернете). LearningApps позволяет создавать виртуальные классы, а также назначать классам задания.
 
Google Forms - универсальный бесплатный инструмент для создания электронных форм, опросов и тестов. Существует возможность создания различных типов вопросов с последующим автоматическим анализом и созданием отчета.
 
Edpuzzle - бесплатный онлайн-сервис по созданию интерактивного учебного видео.
 
Socrative - сервис для организации и использования системы голосования. Функционируют версии для учителя и учащегося.
 
Kahoot! - интернет-платформа и мобильное приложение, предназначенное для организации обучения в игровой форме. При помощи данного сервиса можно проводить актуализацию знаний учащихся, анкетирование, опросы, голосование, проверку понимания усвоения учебного материала учащимися, организовать получение обратной связи на протяжении всего образовательного процесса.
свернуть

Полезные ссылки

развернуть

Дистанционное обучение в школе - рекомендации от Яндекс.

Дистанционное обучение - страница с методическими рекомендациями на официальном сайте программы "Учитель для Беларуси".

Платформы для организации дистанционного обучения - страница Национального образовательного портала с методическими рекомендациями.

Центр информатизации и дистанционного образования МОИРО - группа Facebook.

Google для учителей - на сайте собраны уроки по сервисам Google, которые помогут организовать дистанционное обучение в учреждении.

Инструменты дистанционного обучения - перечень образовательных приложений, платформ и ресурсов от ЮНЕСКО.

свернуть

Как организовать обучение дома - психолог

Сайт МЛЫН.BY, Юлия Брожина
развернуть

Как лучше организовать обучение дома, корреспонденту МЛЫН.BY рассказала старший преподаватель кафедры психологии и управления Минского областного института развития образования, практический психолог, магистр педагогических наук Ирина Ботяновская.

 

-- На какие моменты нужно обращать внимание родителям при организации обучения дома?

-- Нужно избегать двух крайностей. Во-первых, электронное дистанционное обучение -- не продолжение каникул (как хотелось бы многим детям), во-вторых, это не обучение 24/7 (как хотелось бы многим взрослым). Для организации обучения ребенка «на удаленке» вам необходимы устройства интернет-связи (стационарный компьютер, ноутбук или мобильный телефон, подключенные к интернету), а для осуществления видеосвязи могут понадобиться наушники и микрофон. Если чего-то нет, подумайте, как это можно компенсировать. Уточните, какие программы нужно освоить ребенку для учебы. Научитесь ими пользоваться сами и обучите его, если он еще ими не владеет. С одной стороны, это даст ему возможность быть самостоятельным, а с другой, позволит быть «не привязанным» к образовательному процессу вам.

-- Как лучше организовать рабочее место для ребенка?

-- В идеале это отдельная комната. Или стол с компьютером и удобным стулом. Если стол у вас один на всех (ребенок за ним учится, а родители -- работают), необходимо выделить ребенку определенные часы для занятий, когда это рабочее место будет именно «его». То же и с несколькими детьми-школьниками или студентами. Решите, в какое время каждый будет иметь только «его» время на доступ к компьютеру, разделите рабочее время между детьми.

Если вы переживаете за сохранность ваших документов на компьютере, просто уберите их, заархивируйте, сделайте дополнительную копию. На время выполнения детьми домашнего задания следует убрать и другие «искушения». В частности, не позволяйте заходить во время урока в социальные сети. Договоритесь об отключении всплывающих сообщений и уведомлений мессенджеров. Ребенок должен погрузиться в изучение школьной программы. Важно, чтобы в это время никто и ничего не отвлекало его от учебы.

Разберите с детьми правила онлайн-этикета (стараемся выглядеть достойно в глазах собеседника, проявляем уважение и терпимость, юмор используем осторожно, сдерживаем страсти, пишем грамотно, не занимаемся плагиатом). С большой долей вероятности они пригодятся и во взрослой жизни. Не стоит забывать о наличии учебников, тетрадей, атласов, контурных карт, ручек, карандашей и всего того, что необходимо для уроков.

Не соглашайтесь на возможные просьбы ребенка учиться в постели. Продумайте, в какой одежде он будет получать новые знания. Все это внутренне дисциплинирует, не дает расхолаживаться, позволяет сохранить оптимальные качество и скорость работы.

Помните, как для вас важна ваша работа, так и для ребенка -- его учеба. Пусть и находясь физически дома, ребенок учится. Отвлекать его, обращаться с просьбами во время учебы не следует.

-- Каким должен быть распорядок дня школьника?

-- Поскольку ребенку нужно будет вернуться к школьному режиму, постарайтесь максимально сохранить четкий, привычный для него распорядок дня. По возможности придерживайтесь школьного графика. Не откладывайте выполнение заданий на завтра или послезавтра. Планируйте занятия на утро -- именно в это время у ребенка максимальная работоспособность. Заведите часы. Так будет проще отслеживать, сколько времени прошло, а сколько осталось на выполнение уроков.

Режим сна сбивается достаточно легко. Постарайтесь этого не допускать. Между пробуждением и занятиями обеспечьте ребенку небольшой интервал времени, чтобы он успел умыться, покушать, подготовиться к учебе. Конечно, можно позволить поспать ему немного подольше, но ровно столько, сколько времени занимала дорога в школу.

Обязательно планируйте небольшие перерывы на отдых -- так называемые импровизированные перемены. Причем на них можно делать все, что угодно: встать из-за стола, пройтись по квартире, перекусить, повисеть на турнике, позвонить друзьям, сверстникам. От монитора необходимо отрываться систематически. Это позволяет сбросить накопившуюся усталость, не терять так сказать рабочей хватки. Кстати, перекусы тоже крайне нежелательно делать на «рабочем» («учебном») месте. Да и длительной прогулкой разрывать уроки не следует -- так вы рискуете прозаниматься весь день. Обеспечьте ребенку возможность побыть дома в уединении, остаться наедине с собой.

Проявляйте заинтересованность, будьте «в теме». Контактируйте с учителем. Ваша ответственность -- лучший способ сформировать ответственное отношение к учебе у вашего ребенка. Есть вещи, с которыми он обязан справляться сам, но есть моменты, где только вы сможете ему помочь. И даже если вы не в состоянии ответить на вопрос ребенка сразу (по содержанию урока, по платформе, на которой размещен курс, или по каким-то другим, не относящимся к школе вопросам), будьте рядом! Не бросайте ребенка «на полпути». Ищите ответы вместе. Но не вместо него!

-- Есть ли особенности в организации дистанционного обучения для учеников младших и старших классов?

-- Чем младше ребенок, тем меньше у него развиты самоорганизация, самоконтроль, управляемость своими познавательными процессами. Вам не обязательно быть рядом постоянно, но ребенок должен знать, что в случае необходимости он может обратиться к вам за помощью. Кроме того, дома есть много факторов, которые могут быть потенциально отвлекающими (домашние животные, братья и сестры, игрушки, гаджеты, книги, которые давно хотел прочесть, но все не было времени). На момент учебы их нужно по возможности убирать. Совместить несколько дел, не потеряв качество их выполнения, очень сложно.

Чем старше ребенок, тем больше ему можно отдавать бразды правления учебой. Но тут тоже взрослый должен быть рядом, потому что в подростковом возрасте общаться со сверстниками хочется порой значительно больше, чем учиться. А запрет на общение в off-line может подогреть стремление подростка общаться on-line, в соцсетях или мессенджерах.

Старшеклассникам же хочу сказать следующее. Да, вам не просто. Но вы же сами понимаете, что готовились к поступлению в университет давно, причем морально и интеллектуально. И вы сами знаете, как много можете, стоит только захотеть! В ваших силах завершить начатое и насладиться полученным результатом, каким бы он ни был.

-- Как заинтересовать ребенка к самостоятельной работе и обучению?

-- Тут не нужно изобретать велосипед. Мотивируйте детей так же, как раньше. Решите вместе с ребенком, что может быть для него ценным, и выработайте «условия» получения желаемого. Поговорите о сильных и слабых сторонах обучения дома. Продумайте возможные последствия. Не пилите, а просто будьте с ним на равных.

-- Стоит ли родителям контролировать, что делает в данный момент ребенок?

-- Как работать, так и учиться «на удаленке» достаточно сложно. Возможность сесть за уроки на протяжении всего дня -- иллюзия. Всегда найдется что-то, на что можно отвлечься, особенно если работать или учиться совсем не хочется.

Ответьте сами: вы сразу приступили бы к выполнению работы дома? Или откладывали бы ее, часто занимаясь вполне «нужными» и очень «важными» делами (стирка, уборка, готовка½). И особенно если при посещении офиса у вас до этих дел не доходили руки. Думаю, ответ для многих очевиден½ Если быть честными с собой, то можно увидеть, что эти дела могут означать прокрастинацию, то есть откладывание важных задач на потом.

Так же и дети. Они с радостью помогут вам в домашних хлопотах или, скажем, будут еще более охотно «залипать» в гаджетах, лишь бы оттянуть время выполнения уроков. Поэтому пускать процесс обучения на самотек родителям, безусловно, не стоит.

Не следует впадать и в другую крайность -- требовать от ребенка, чтобы он учился как можно больше. Существует весьма интересный эмпирический (то есть выведенный из практики, а не построенный гипотетически) закон Паркинса. Еще в 50-х годах прошлого века, основываясь на наблюдениях за работой большого числа британских учреждений, он выявил, что работа занимает все время, на нее отведенное. Значит ли это, что если ребенок будет учиться, скажем, 10 часов вместо положенных 6 уроков, он гарантированно освоит больше? Нет, к сожалению. Это будет только значить, что он гарантированно будет сидеть за уроками 10 часов. А кроме того, от усталости и скуки он может выучить еще меньше, чем если бы время было ограничено.

Составьте примерный план работы. Ведите дневник. Следуйте расписанию. Чем старше ребенок, тем больше свободы в организации можно ему доверить.

-- Нужно ли проверять родителям, усвоил ли ребенок материал?

-- Скажите, вы проверяли выполнение домашних заданий вашим ребенком, когда он ходил в школу? Вероятно, с новой темой вам можно будет помочь ребенку, особенно маленькому. Выполнение уроков -- зона личной ответственности школьника, вне зависимости от того, учится он в классе или дома. Но передавать полномочия нужно постепенно. Чем дальше, тем меньше должен быть контроль взрослого.

Не ругайте за провалы, а вместе разберитесь в их причинах с тем, чтобы избежать в дальнейшем. Поощряйте успехи. Ищите плюсы. Открывайте новые возможности и для ребенка, и для себя.

Юлия Брожина

свернуть